18+

Подписка на журнал «Сеанс»

// Хроника

Сеанс-дайджест №5

Пятый по счёту дайджест — остросюжетный: назначение Вячеслава Тельнова и его  тревожное бездействие, терзания вокруг мертвого Сталина, оскаровские номинанты во плоти и понарошку, а также вручение премий «Золотой орел».

 

 

«Новая Газета» опубликовала интервью с главой Госфильмофонда Вячеславом Тельновым. Две недели назад он сменил в этой должности Николая Бородачева, произвольные решения которого привели фонд к потере ключевых сотрудников: Петра Багрова, Евгения Марголита, Натальи Нусиновой. После публикаций в «Сеансе», «Новой Газете» и на «Медузе» кинематографисты адресовали открытое письмо правительству России с просьбой рассмотреть кандидатуру Тельнова — ранее главы департамента кино Минкульта — на смену Бородачеву.

Новая газета: Вернутся ли на работу вынужденные уволиться ведущие научные сотрудники архива Петр Багров и Евгений Марголит?

Тельнов: Знаю, что были кадровые изменения. Думаю, первым делом в ближайшее время проведу консультации с киносообществом. Планирую встретиться и с Петром Багровым, надеюсь выслушать его программу развития научной деятельности фонда.

К сожалению, за прошедшие полмесяца с момента назначения ситуация не переменилась. Так и не состоялась встреча Вячеслава Тельнова с научным отделом ГФФ, с Петром Багровым и другими ушедшими сотрудниками. Какого рода консультации с киносообществом, еще в декабре отозвавшимся на ситуацию с сотрудниками Фонда, требуются его новому главе – неизвестно.

 

● ● ●

 

Посмертные приключения Сталина и прижизненные — английского фильма «Смерть Сталина», конечно, стали сюжетом недели. Первого пытаются воскресить, второй — похоронить. О том, что всё это значит, и можно ли обижаться на британскую сатиру, «Сеанс» разбирался всю эту неделю:

 

— Рецензия на «Смерть Сталина» Сергея Синякова

— Режиссер русского дубляжа Александр Вартанов о фильме

— Василий Степанов о решении Министерства культуры

 

На сайте «Кино ТВ» Максим Заговора припоминает попросившим запретить фильм деятелям культуры их собственные отношения со Сталиным. Сам фильм уходит с экранов не по-английски: кинотеатр «Пионер» вчера устроил показ вопреки решению Минкульта об отзыве прокатного удостоверения.

 

● ● ●

Впрочем, за океаном тоже не видят художественной ценности в кое-каком русском кино. На фестивале «Сандэнс» показали неигровую работу Максима Поздоровкина «Наш новый президент» (Our New President) о неожиданной любви российских граждан к Дональду Трампу.

 

Collider: «Достаточно пятнадцати минут, чтобы понять: Поздоровкин не собирается браться за тяжелую часть работы, которой требует работа серьезного документалиста. Он радостно включает зловещие гитарные аккорды поверх всего, но хорошая документалистика требует от режиссера ходить неизведанными тропами, проводить убедительное исследование и представлять связные идеи».

В Guardian спорят: «иррациональные подчас монтажные ходы соответствуют нашим иррациональным временам».

Марина Латышева передает в ProfiCinema из Парк-Сити: «Смеялись на показах много и охотно — и над роликами, и над самими Трампом и Клинтон, и над тем, например, как трактуют политическую судьбу президента астрологи <...> Правда, смеялись в основном в первой половине фильма, во второй смех как-то поутих. “Наш новый президент” лишь привлекает видеоанекдотами, но по сути является рассказом о современной российской индустрии фейковых новостей».

 

● ● ●

На неделе объявили номинантов на «Оскары». По горячим следам стоит прочитать Ричарда Броуди в «Нью-Йоркере»: сперва он предсказывает, кто победит (дважды Дель Торо, актриса Макдорманд, актер Олдман), а потом присочиняет собственных номинантов и раздает призы уже им.

 

Hollywood Reporter подготовил режиссерский круглый стол, от которого буквально сквозит «оскарами» — собрались Гервиг, Дель Торо, Джоли, Джо Райт, а также Вильнев и Патти Дженкинс. Джоли премило льнет к Дель Торо, Гервиг серьезничает, Джо Райт напряженно молчит, но потом оборачивается наиболее забавным рассказчиком.

 

● ● ●

Аниматор Ник Парк («Уоллес и Громит», «Побег из курятника») поговорил с Hollywood Reporter о новом мультфильме Early Man — у нас его перевели как «Дикие предки», но оригинальное название не такое бойкое и подразумевает всего-навсего первобытного человека. Парк ничего не снимал 10 лет, и технологии поменялись. С одной стороны, перед нами вновь моментально узнаваемая техника лепки, пускай и в далеких от английского прованса декорациях. С другой, режиссер признается, что «почти каждый план в фильме содержит компьютерную анимацию». Как и добрая половина историй про «Уоллеса и Громита», «Дикие предки» появились благодаря сыру:

 

«У меня были идеи насчет пещерных людей в связи с «Уоллесом и Громитом». Один из самых древних британцев был найден в пещерах Чеддара, и поэтому известен как «чеддарский человек». И я решил, что это был бы идеальный предок Уоллеса. Я сразу же стал его рисовать. Например, он вроде как изобретал колесо, но оказывалось, что это большой круг сыра.»

 

Фильм появится в прокате 22 марта, спасибо «Вольге», которой желаем, чтобы трактовка нашей истории британцем Парком не оскорбила ни один совет деятелей культуры.

 

 

● ● ●

Еще один человек, возвращения которого на экраны мы ждали — Рустам Хамдамов. В прокате ненадолго оказался его «Мешок без дна», первый полнометражный режиссера фильм за 13 лет. По этому поводу обязательно посмотрите видео мастерской «Сеанс» со съемок короткометражной работы «Бриллианты», и загляните в киноведческую базу «Чапаева», где на странице Хамдамова опубликованы эскизы, черновики, тексты и уникальные снимки.

 

На «Афише» критики дают советы, как смотреть Хамдамова. Шеф-редактор «Сеанса» Василий Степанов:

 

«“Мешок без дна” — удивительное приключение в кинозале, но я бы ни за что не стал называть его хтоническим, проводить по разряду Дэвида Линча. Или пытаться дать происходящему разгадку. Да и ключи от Линча давно выбросил».

 

 

● ● ●

Filmmaker разговаривает с Сэмом Леви, оператором на «Леди Бёрд» Греты Гервиг. Леви секретничает: как вместе с Гервиг отказался смотреть фильмы и сериалы на период подготовки, какая пленка не подошла для Сакраменто. Не интервью, а маленький рудник для коллег-операторов.

 

«На “Леди Бёрд” я пытался превратить порой грубый солнечный свет Сакраменто в теплое свечение, от которого дух захватывает. Как это делается? Нужно проводить много времени со светом, попросту смотреть на него. Стоять и наблюдать. Дисциплина тут упирается в то, чтобы отключать телефон и созерцать свет. И не через видоискатель, тем более не через монитор камеры. Я хотел смотреть на подлинник, а не факсимиле. Понемногу, ответы приходят к вам, и тогда съемка фильма становится их выражением».

 

 

● ● ●

В Москве подходит к концу программа японских би-муви, напоследок остался Такаши Миике. Ёмко и динамично фильмографию режиссера разбирают в «Коммерсанте» . Алексей Васильев рассказывает, почему не стоит избегать встреч с японским автором, если вдруг вы в этом повинны:

 

«Легенда об изощренной жестокости фильмов Миикэ не то чтоб неправда, но она касается того, давно уже канувшего в лету периода, когда этот режиссер пришел к нам, как и ко всему Западу, в модном на рубеже веков пакете “Шокирующая Азия”. Но даже если брать тот период, присутствие в нем хотя бы тех же «Катакури», где всякий намек на жестокость тут же оборачивается в пластилин, говорит об изначальной неоднородности его интересов. Многое объясняют собственные слова режиссера: “Так повелось с детства — когда мне попадается игрушка, я не вижу причин в нее не сыграть”».

 

● ● ●

«Золотыми орлами» наградили:

Лучший сериал — «Оптимисты» (Алексей Попогребский)

Лучший минисериал — «Анна Каренина. История Вронского» (Карен Шахназаров)

Лучшая женская роль в сериале — Елизавета Боярская («Анна Каренина. История Вронского»)

Лучшая мужская роль в сериале — Сергей Пускепалис («А у нас во дворе»)

Лучший документальный фильм — «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» (Олеся Фокина)

Короткий метр — «Время жить, время умирать»

Лучший зарубежный фильм в прокате — «Ван Гог. С любовью, Винсент»

Лучший анимационный фильм — «Два трамвая» (Светлана Андрианова)

Лучшие визуальные эффекты — «Время первых»

Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам — Петр Горшенин, Ольга Афиногенова («Последний богатырь»)

Лучшая работа художника-постановщика — Сергей Февралев, Юлия Макушина («Анна Каренина. История Вронского»)

Лучшая работа художника по костюмам — Екатерина Шапкайц («Викинг»)

Лучшая работа звукорежиссера — Владимир Литровник, Павел Дореули («Викинг»)

Лучшая музыка — Юрий Потеенко («Время первых»)

Лучший монтаж — Сергей Бесеу, Мария Сергеенкова («Салют-7»)

Лучшая операторская работа — Игорь Гринякин («Викинг»)

Лучшая мужская роль второго плана — Владимир Ильин («Время первых»)

Лучшая женская роль второго плана — Алиса Фрейндлих («Карп отмороженный»)

Лучшая главная мужская роль — Евгений Миронов («Время первых»)

Лучшая главная женская роль — Ирина Горбачева («Аритмия»)

Лучший сценарий — Анастасия Пальчикова («Большой»)

Лучший режиссер — Андрей Звягинцев («Нелюбовь»)

Лучший игровой фильм — «Салют-7» (Клим Шипенко)

За вклад в российский кинематограф награжден Александр Калягин

Akin
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»