18+
8 СЕНТЯБРЯ, 2015 // Рецензии / Фестивали

Венеция-2015: «Аномализа», короткий фильм об однообразии мира

В конкурсе Венецианского фестиваля показали мультфильм «Аномализа», вторую режиссерскую работу драматурга Чарли Кауфмана после его семилетней давности дебюта «Синекдоха, Нью-Йорк» (не считая прошлогоднего телевизионного пилота).

«Аномализа». Реж. Чарли Кауфман, 2015«Аномализа». Реж. Чарли Кауфман, 2015

Майкл Стоун, отец семейства и автор мотивирующих бестселлеров для менеджеров низшего звена, прилетает в Цинциннати (а слышится Цинциннат и приглашение на казнь), чтобы выступить перед местной аудиторией, и проводит вечер в гостинице, сперва назначая (неудачную) встречу давней возлюбленной, а потом натыкаясь на пару фанаток, одна из которых — болтливая от стеснительности Лиза — оказывается особенной. За пару минут до эротической сцены (едва ли не единственной на этом Венецианском фестивале и при том разыгранной куклами) он придумывает ей прозвище: Аномализа.

Фильм Кауфмана и его соавтора Дюка Джонсона (нащупавшего свой путь в кинематографе после «Вечного сияния чистого разума») — герметичный анекдот об одном адюльтере, показательный эпизод масштабного личного кризиса, с репрезентацией которого куклы справляются значительно лучше, чем справились бы актеры.

Головы всех персонажей, как у андроидов, составлены из трех неплотно прилегающих частей, отчего в одной из сцен герою доводится в буквальном смысле слова потерять лицо; и более того — у всех, кто окружает Стоуна, включая жену и сына, одна и та же внешность и один голос, только Лиза отличается (до поры до времени). То, что в «Быть Джоном Малковичем» казалось сновидческим кошмаром (Малкович в голове Малковича наблюдает одних Малковичей) в мультипликационном фильме оказывается лаконичным убийственным высказыванием об однообразии мира, увиденного глазами стареющего, сходящего с ума мужчины.

Кауфман снова заставляет нас жить в чужой голове, но новая — анимационная — форма не отстраняет зрителя от вымышленной, рукотворной, поражающей отдельными деталями, созданной при помощи «Кикстартера» вселенной; напротив, она парадоксальным образом делает этот мир еще более реальным.

Кэмп
Линч
День кино
Олли Мяки
Аустерлиц
TIFF
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»