18+

Подписка на журнал «Сеанс»

22 МАЯ, 2013 // Рецензии

Товарищ майор полиции

Сегодня в рамках каннской «Недели критики» показывают фильм Юрия Быкова «Майор». Посмотрел картину и Лев Аннинский, который пообещал, что примерно раз в месяц будет писать для «Сеанса» небольшие заметки про увиденное кино.

«Майор». Реж. Юрий Быков, 2013

Чтобы я, зритель, не усомнился значимости чина, в заголовок фильма поставлено: «Майор». Что-то капитально серединное: и не начальник, и не рядовой, а типичный средний распорядитель, который в народе. Зам-нач-рай-дор-службы. То есть полиции.

Поскольку полиция наша с момента, как её переименовали из родной милиции, — стала в печати объектом непрекращающихся чисток и разоблачений, — так и тянет по лицам определять, кто там честный, а кто негодяй, чтоб потом не каяться… Так вот, этого здесь как раз не получится. Физиономически все герои — один к одному: средних лет крепкие русские мужики, на лицах которых упёртость перекликается с изобретательностью. Иногда и не различишь.

Чтобы выделить в этой служивой братии главного героя, ему ставят на лоб яркую красную отметину-ссадину, каковую сюжетно объясняют: это след дорожно-транспортного происшествия, причиной которого невольно стал сам товарищ майор.

На безлюдной полевой дороге, в гололёд, не успев вывернуть руль машины, он сбивает (насмерть) семилетнего мальчишку… Малец неожиданно кинулся наперерез… мать недосмотрела…

Первое, что соображает майор: свидетелей нет, мать в полуобморочном состоянии.

Это же первым делом приходит в голову и его коллегам-сослуживцам, вызванным на место происшествия. Нет свидетелей! Очнувшейся матери дают выпить спиртного (вроде бы как лекарство), после чего замеряют алкоголь в крови.

«Майор». Реж. Юрий Быков, 2013

Операция по заметанию следов идёт вполне автоматически. И единственно почему стопорится: товарищу майору изнутри что-то ударяет в голову, велит покаяться. Необъяснимо. Неотвратимо.

Переменить ситуацию товарищ не может — вся полицейская дружина втянута в заметание следов. Задний ход — предательство. Все тут кореша!
Да и как выпутаться с правдой из этой автоматики махинаций, где мужики то в форме, то в штатском, ходят с пушками наготове и начинают палить, пытаясь предотвратить то и дело возникающие свалки.

В этом нагромождении крупных планов и тяжелых массовок видно некое единство кинопочерка, и я подозреваю, что это не только авторский стиль Юрия Быкова (сценариста, постановщика и даже монтажёра фильма), а чудится тут и педагогическая длань Алексея Учителя (выступившего продюсером). Быкову же надо отдать дань ещё и как композитору: в паузах мелодий звучит (иногда едва слышно, но явственно и кажется, что непрерывно) родная русская матерщина.

«Майор». Реж. Юрий Быков, 2013

Источник и адресат этих искренних проклятий — неистребимое народное сознание. Все так живут. Все готовы вывернуться из-под закона. И притом — все искренне жалеют о том, что так всё получается. Мальчонку всё равно не воскресить, а товарищу майору жить надо — и ему, и его товарищам. Жить и служить. Честно. Если позволят обстоятельства. И если совесть, дремлющая в каждом участнике этих свалок и дознаний, не ударит внезапно изнутри отчаянным покаянием.

Ударить может любого. Все всех знают. Городок маленький.

Народ великий. Живёт как умеет. Любой человек может оказаться на любой стороне. По правде. Если товарищ майор успеет вывернуть руль. И если матери станут следить получше за своими малолетними отпрысками. Что тоже сомнительно.

Диагноз — несомненен. Нравственная физиономия народа. Непоправимая. Лукавая и честная. Родная.

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»