18+
// Рецензии

Котики и так далее

Сегодня выходит в прокат новый фильм Ридли Скотта «Советник», режиссер посвятил его памяти своего младшего брата Тони. О фильме для «Сеанса» написал Сергей Синяков.

«Советник». Реж. Ридли Скотт, 2013

Основной род занятий героя Майкла Фассбендера — советник по деликатным юридическим вопросам. Он даже и в картине проходит как просто Советник, без имени. Причем никому ничего особо не советует, напротив — с рекомендациями лезут все окружающие. Самым дельным, как покажет развитие сюжета, окажется пожелание красавицы-невесты почаще и подольше видеть лицо Советника у себя между ног (фильм обнадеживающе стартует оргазмом Пенелопы Крус). Наиболее сомнительным — предложение знакомого клубного промоутера (Хавьер Бардем) поднять, наконец, голову и заодно нормальных денег, поучаствовав в купле-продаже крупной партии наркотиков, которую должны переправить из Мексики в США. С затеей, само собой, что-то пойдет не так, груз пропадет с радаров, а советы сменятся рекомендациями задуматься о душе, издевательски размытыми. Когда адвокат обращается за консультацией к своему адвокату, а в ответ слышит, например, золотые слова: «Вы продолжаете отрицать реальность, в которой находитесь», не обязательно слишком в них вдумываться, чтобы понять, что дело труба.

«Советник». Реж. Ридли Скотт, 2013

75-летний Ридли Скотт посвятил картину памяти своего младшего брата Тони, покончившего с собой летом прошлого года. По ряду признаков фильм действительно напоминает «Дежавю» и «Гнев». 80-летний Кормак МакКарти, по книгам которого сняты «Дорога» и «Старикам тут не место», впервые выступил в качестве автора оригинального сценария. Оба мастера, словно достигнув определенного этапа просветления, не считают обязательным для себя тратить время и творческие силы на излишне тщательно прописанную сюжетную докуку, поскольку отчасти справедливо полагают, что триллеров про жадность, которая губит фраеров, зритель уж наверное насмотрелся достаточно (те же «Старики»), чтобы самому спокойно домыслить все необходимое, не маленький.

«Советник». Реж. Ридли Скотт, 2013

Велимир Хлебников, выступая на публике, мог внезапно прервать очередное стихотворение отмашкой: «Ну и так далее», и перейти к следующему. Скотт и МакКарти проделывают тот же прием, только в еще более рискованной обратной последовательности. Собственно завязка (что за финансовые проблемы у героя, как именно он поучаствовал в операции картеля, например) максимально туманна и необязательна. Приблизительно так могла бы выглядеть попытка создания триллера на основе показаний персонажа Фрунзика Мкртчяна в «Мимино». Люстру-то? Да-а-а, разбил. Когда мы пошли домой, случайно стулом зацепил.

«Советник». Реж. Ридли Скотт, 2013

И в дальнейшем криминальная линия намечена зыбким пунктиром. По хайвею ползет себе потихонечку грузовик с наркотиком, в порядке прямолинейной метафоры замаскированным под каловые массы, которые, по идее, не вызовут вопросов у таможенников на американской границе. Тлеющей эстафетной бомбочкой груз перекочевывает из одних холодеющих рук в другие, на обочине поваленными верстовыми столбами остаются лежать курьеры. Одному из них изобретательно отрезают голову; впоследствии тот же номер, но с вариациями, дублируется с участием Брэда Питта. Другой эпизод дает понять, что Ридли Скотт, несмотря на повышенную творческую активность (в планах — четыре режиссерских проекта и десятка два продюсерских), как и лучшие из нас, не прошел мимо сериала Breaking Bad.

«Советник». Реж. Ридли Скотт, 2013

Главный герой меж тем меняет дизайнерские костюмы, выбирает брюлик для невесты и варганит питательные завтраки в светлых апартаментах. Позволив человеку войти в сияющий социальный лифт, который должен вознести его к триумфу, авторы вырубают электричество, и теперь Советнику-Орфею суждено спускаться в Ад, строго вниз, по заплеванной темной лестнице, где тускло блестят лужи крови, парой пролетов ниже черти насилуют Эвридику, а Скотт и МакКарти дорываются, наконец, до возможности всласть набубниться о главном. Многословные, каждый на десяток сценарных страниц, монологи выполнены на высоком уровне драматургического и исполнительского искусства и для удобства восприятия массового зрителя неизменно венчаются ослепительной в своей банальности моралью (беда в том, что зритель может до нее элементарно не досидеть). Коготок увяз, птичке пропасть; все зло от баб.

«Советник». Реж. Ридли Скотт, 2013

Рыхлой и разнородной структурой картина напоминает «фейсбучную» ленту похмельным осенним утром накануне очистительного приступа френдоцида. Тут и немилосердно развернутые ответы на фирменный вопрос «О чем вы думаете?», и веселые трэш-картинки и, само собой разумеется, котики. В «Советнике» семейство кошачьих представлено гепардами, как настоящими, так и татуированной под гепарда Камерон Диас, которой Скотт дарит ее лучшую роль и расширяет собственный, давно не пополняемый, экранный пантеон прекрасных воительниц. В брутальную девичью светелку, где сидят по лавкам лейтенант Рипли, солдат Джейн, да Тельма с Луизой, входит, сияя золотой фиксой, бедовая русская блондинка Малкина, только что — причем, буквально — трахнувшая «феррари»: а вам, девчата, слабо? В «Советнике» ей достаются лучшие реплики («А ты не слишком холодна?» — «У правды нет температуры») и талант пожирать все и вся с таким гулким хрустом за красивыми ушами и стабильным, ровным аппетитом, что даже и попрекать грешно. В конце концов, в том что, хищнику хочется кушать, он виноват не более, чем подвернувшиеся на пути ягнята (в «Советнике» это больно много о себе возомнившие и размякшие мужчины). Животное, что с него возьмешь.

Кубрик
Пылающий
Киносцена
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»