Пятерочка


Ленин Live (реж. Иван Лопарев)


Борис Хлебников, режиссер


«У Кинотеатра.doc в этом году юбилей, нам 5 лет. Впервые про него с полным основанием можно сказать — „очередной Кинотеатр.doc“. При этом фильмы этого года ничуть не уступают по своей силе картинам прошлых лет. Флажок на фестивальной карте установлен и укреплен. Фильмы, которые здесь показывают, никого уже не удивляют с точки зрения формы, метод максимального приближения к героям сам по себе уже никого не шокирует. Никого не поразишь тем, что можно снять документальный фильм, просто взяв в руки бытовую камеру. Эффект новизны пропал, и стало понятно, что с режиссерами надо что-то делать.
Так получилось, что в этом году почти половина отобранных фильмов — дипломные работы мастерской Марины Разбежкиной. Разбежкина просто съедает наш фестиваль! Ну что можно сказать, если из более 100 картин, присланных на конкурс, в наш отбор попало 11 ее студентов?
Действительно, „пора идти в школу“, как написали идеологи Кинотеатра.doc на нашей афише. И центральным событием этого фестиваля станет презентация Киношколы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Марина совершенно выдающийся педагог, у нее есть свой метод, ее учеников можно узнать безошибочно по руке — хотя фильмы, которые они делают, совершенно разные. Она умеет ставить оптику, как никто из современных мастеров — это видно по работам, которые присылают на фестиваль. В этой школе Разбежкина будет учить снимать и монтировать, а Угаров будет вести актерское мастерство, будет показывать, как актерам работать с вербатимом. Причем, у всех студентов будет единая программа — актеры и драматурги, например, будут учиться вместе с режиссерами монтажу. Это, на мой взгляд, очень точная система обучения, необходимая сегодня.
Если же говорить о программе, то в этом году в нее попали два фильма-высказывания о стране и об обществе, в котором мы живем. В прошлом году, например, поворота в социально-политическую сторону не наблюдалось. Вторая вещь, которая меня очень радует — документалисты в этом году не бегали за чудесами, а, наоборот, старались в очень простых ситуациях разглядеть героя и фильм. Общий уровень фильмов очень хороший, и есть, скажем, четыре больших события в документальном кино».

Благие намерения (реж. Наталья Мещанинова)


Алена Солнцева, кинокритик


«В этом году в программе почти совсем нет игровых фильмов — только три из пятидесяти. Для сравнения, на прошлом фестивале игровые картины составили почти половину конкурса, и среди них были очень хорошие. Тогда казалось, что развитие пойдет в этом направлении — игровые фильмы, снятые как документальные, в реальном пространстве. Увы. Правда, вне конкурса мы покажем фильм Павла Бардина «Россия 88», который как раз сделан в этой стилистике. Впрочем, те документальные фильмы, что наиболее интересны для фестиваля, сняты с той же степенью завершенности художественного мира, которую обычно требуют от игровых. В «Благих намерениях» Натальи Мещаниновой, или снятых выпускниками курса Марины Разбежкиной «Пошто маловерная» и «Приемные» есть вполне драматургическое развитие истории, есть герои, только они не придуманы автором, а подсмотрены в реальной жизни. Так, как это было в одном из лучших фильмов этого направления — «Матери» Павла Костомарова и Антуана Каттина. Правда, сам Павел Костомаров снял свой новый фильм «Вдвоем» совершенно иначе — это история художников, и изображение в нем важнее социального содержания. Естественно, мы его тоже покажем.
Мы, отборщики, вообще старались, чтобы программа была разнообразной. Например, включили в конкурс ленинградца Эдгара Бартенева с очень красивым фильмом о Крайнем Севере «Нярма», в котором, в отличие от его прошлой работы «Яптик-Хасе», есть элементы социального кино. К сожалению, интересно снимать по-прежнему умеют очень и очень немногие. Некоторым кажется, что достаточно, взяв в руки камеру, вплотную придвинуться к персонажу — он будет говорить, камера дрожать, и кино непременно получится. То, что половина картин в конкурсе снята учениками Марины Разбежкиной, говорит не только о том, что она умеет учить, но и о том, что в других местах учат не слишком хорошо. Скажем, мы посмотрели много фильмов, снятых студентами ВГИКа, которые по внешним признакам должны бы нам подходить, но мы их не взяли, потому что, на мой взгляд, в них мало личного и очень много поверхностной литературности, шаблона.
Нам кажется, что сегодня, в условиях кризиса — уж не знаю финансового или цивилизационного, опыт Кинотеатра.doc может очень пригодится. Во-первых, наши авторы умеют делать кино за маленькие деньги. А во-вторых, у лучших из них есть умение наблюдать за жизнью и видеть в ней то, что мало кому заметно. Использовать свой собственный опыт и опыт других людей. Важно научить их транслировать свои переживания. Для этого нужна школа, в которой не только студенты, но и преподаватели смогут вместе искать законы для отражения новой реальности. Эта идея кажется нам позитивной, созидательной, и при этом вполне осуществимой, что, как мне кажется, не может не внушать оптимизма.

Вдвоем (реж. Павел Костомаров)



ОБРАЩЕНИЕ
5 ФЕСТИВАЛЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО КИНО «КИНОТЕАТР.DOC»

Уже в прошлом году при отборе на фестиваль КИНОТЕАТРА.DOC чувствовалась некоторая исчерпанность тем, языка, фактуры. Казалось, что должно наступить какое-то качественное изменение. Его пока не произошло. Освоив формат «действительного кино», молодые авторы охотно используют его при описании собственной жизни: встреч с одноклассниками, любовных отношений, конфликтов с родителями, — и им кажется, что так само собой родится кино. Не рождается.

Очевидно, что простое использование принципа — «что вижу, то пою», хорошо только как лекарственное средство, то есть в умеренных дозах и определенное время. Удачей можно считать внедрение в молодое кино моды на достоверность, естественность, спонтанность. Но этого мало. Нужны сюжет, характеры, развитие, динамика и прочие элементы классического искусства. Беда только в том, что в своем классическом, базовом, уже освоенном культурой виде они не подходят к новому материалу. Взять основы построения сюжета и попробовать с их помощью рассказать историю о сегодняшнем человеке уже невозможно — получится та же фальшь, от которой мы бежали еще пять лет назад.

Что же делать? Ответ — учиться. Учиться самим и учить других. Активно и упорно исследовать те произведения, в которых есть элементы нового искусства, не только настроения и темы, но и методика. Создавать плотную среду, в которой можно тренироваться и упражняться, и где твои достижения будут замечены, а ошибки — осмыслены. Такой средой может стать школа нового киноискусства. Нужны учителя и ученики — пока очень мало людей, способных правильно учить. Бенефис педагога Марины Разбежкиной, который ожидается на нашем апрельском фестивале, свидетельствует о том, что можно поставить глаз, как ставят руку. Можно научить видеть и слышать. И можно научиться делать. Ученики Разбежкиной это доказывают.

Сегодня бывшие участники фестиваля КИНОТЕАТРА.DOC снимают взрослое кино. Борис Хлебников, Николай Хомерики, Бакур Бакурадзе, Павел Костомаров, Валерия Гай Германика, Александр Родионов и др. уже сегодня определяют новый российский кинематограф, но это вовсе не значит, что они нашли ключи от счастья, и им не нужна помощь единомышленников. Слово школа в искусстве имеет два значения — и учебное заведение и эстетическое направление.

Пора идти в школу. Во всех смыслах.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: