18+
3 ЯНВАРЯ, 2017 // Чтение

2016. Чтение на выходные

Прошедший год в событиях и премьерах, статьях и интервью. Лав Диас, Бакур Бакурадзе, Адам Кёртис, Майкл Чимино, Сергей Лозница, Марк Казинс, Клинт Иствуд, Алан Рикман, Дмитрий Мамулия, Александр Сокуров, Кира Муратова, Пол Верхувен. Лучший способ вспомнить, что было — прочитать непрочитанное в 2016-м.

«Выживший»: Пейзаж с мертвецом
О вестерне Алехандро Гонсалеса Иньярриту, который сначала получил охапку «Золотых глобусов», а потом и избавил Леонардо Ди Каприо от «оскаровского комплекса», для «Сеанса» написал Андрей Карташов, давний «поклонник» амбициозного мексиканского режиссера.

Бернар Блие: не герой
В прошедшем году исполнилось 100 лет со дня рождения великого французского актера Бернару Блие. О классике второго плана и его героях рассказывает Ирина Марголина.

«Аббатство Даунтон»: Дух прошлого Рождества
Все сериалы когда-нибудь заканчиваются. Трудно поверить, но год назад это произошло с главной мыльной оперой последних лет — «Аббатством Даунтон». О чисто британской истории пишет Лилия Шитенбург.

Выставка ерунды. Малец Джо во Франции
Для своей коронной рубрики «Выставка ерунды» Алексей Васильев написал в 2016 году несколько блистательных текстов — выбирать лучший сложно, но попробуйте начать с этого экскурса в фильмографию гей-иконы и всеобщего секс-символа Джо Даллесандро, который за несколько лет жизни в Европе успел сыграть и в софт-порно, и у Луи Маля с Жаком Риветтом.

«Война и мир»: Фигура англеза
Лучший текст о британской телеверсии «Войны и мира», который публиковался в прошедшем году, кажется, принадлежит Лилии Шитенбург.

Голливудские триллеры. Отражают ли они состояние американских умов?
Хичкок, Уайлдер и послевоенный американский Zeitgeist. В прошедшем году мы переводили для вас англоязычные статьи Зигфрида Кракауэра. Читайте текст про нуары. Спасибо Николаю Вокуеву!

Бакур Бакурадзе: «Об этом сложно говорить вслух»
Существует ли сегодня в России авторское кино? Еще пару лет назад задавать этот вопрос было бы глупо. А в 2016-м — в самый раз. О пределах, в которых существует и развивается авторский киноязык, мы поговорили с Бакуром Бакурадзе.

За кино, против синефилии
Если нет авторского кино, то зачем нужна кинокритика? На поставленный вопрос отвечает Михаил Ратгауз. Статья была написана для юбилейного «Сеанса» — в раздел, где авторов попросили сформулировать свои критические принципы — рассказать о «точке опоры» в профессии.

Александр Сокуров: «Не играть в правду»
В прошлом году в широкий прокат вышла «Франкофония» Александра Сокурова. Мы много писали о фильме, но одной из самых важных публикаций стало интервью, взятое у автора фильма.

Мантас Кведаравичюс: «Как сталь закаляется, так и новости изготавливаются»
«Мариуполис» Мантаса Кведаравичюса стал одним из главных документальных фильмов прошедшего года. Наталья Серебрякова поговорила с режиссером.

Канны-2016
Каннскую трансляцию в 2016 году вел Андрей Карташов. На фестивале было много шикарных фильмов. Всем, кто хочет вспомнить, как это было, рекомендуем пройти по ссылке.

Сильная борода
Сериал ТНТ «Бородач» «Сеанс»смотрел всей редакцией. О народной комедии как глубокой сатире на забитое общество написала Елена Костылева.

«Высотка»: Безумный Маркс
Новый фильм Бена Уитли, не в меру дурашливую экранизацию прозы Дж. Г. Бэлларда, ждали многие, но не все получили то, о чем мечтали. О комической антиутопии, всё действие которой происходит в жилой новостройке, пишет Андрей Карташов.

Берлинские семинары. Бабочка
По ссылке — одна из лекций, прочитанных Дмитрием Мамулия в Немецкой академии кино и телевидения (dffb). Краткое содержание от автора: жест двумя пальцами, показанный Витгенштейну; синтагма в кино; пример синтагматического построения; психическое тело фильма; кинематограф собаки Павлова; мыслить картинами; матрицы; разбор «Смерти в Венеции» Висконти; бабочка Висконти и бабочка Пазолини; Клайд Гриффитс contra Густав фон Ашенбах; темные картины.

Русский космос. На съемках фильма «Салют-7. История одного подвига»
В этом году вышло сразу несколько фильмов претендующих называться блокбастерами. Будут они и в следующем. Уже весной выходит «Салют-7. История одного подвига», сюжет которого основан на реальной истории спасения станции «Салют-7», произошедшей в 1985 году. Режиссер — Клим Шипенко, продюсеры — Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе, Юлия Мишкинене. «Сеанс» побывал на съемочной площадке фильма и поделился своими впечатлениями.

«Сеансы»: Бешеные сны чистого разума
В рамках фестиваля «Послание к человеку» «Сеанс» провел в Петербурге ретроспективу Гая Мэддина и привез его интерактивную инсталляцию «Сеансы». О том, как посмотреть «Сеансы» в интернете, рассказывает Андрей Карташов. Читайте так же большое интервью с режиссером.

Кира Муратова: «Я имею право отвернуться и молчать»
Еще одно большое дело «Сеанса» и нашего дочернего проекта «Кино в городе. Петербургская синематека» — трехдневная ретроспектива фильмов Киры Муратовой, Перед показами Алексею Артамонову посчастливилось поговорить с режиссером о сложном опыте прочтения литературы о своем кинематографе, цене варварства, дурном вкусе и радостях «кухонного кино».

Купе курящее
Отличный текст о великом фильме. В День Победы Алексей Васильев решил рассказать о режиссерском дебюте Андрея Смирнова «Белорусский вокзал».

Алан Рикман: М как Магнетизёр
2016 год унес много жизней. Об одном из трагически ушедших великих артистов рассказывает Лилия Шитенбург.

Марк Казинс: «Монтаж близок науке о памяти»
Документалист и историк кино Марк Казинс рассказывает Наталье Серебряковой о монтажном кино и работе с Кристофером Дойлом.

Анна Пармас: «Мы дрейфуем в сторону женского мира»
Один из героев года — Анна Пармас, соавтор сценариев к фильмам Авдотьи Смирновой «Два дня» и «Кококо», а также режиссер самых обсуждаемых клипов группы «Ленинград» — «Экспонат», «ВИП», «Зож» и «В Питере — пить». Женские образы в современном мире, кинематографе и творчестве группы «Ленинград» с Анной Пармас обсудил Константин Шавловский.

Адам Кёртис: «Я люблю YouTube, там всё неупорядоченное»
В прошлом году в Россию приезжал один из важнейших британских режиссеров — документалист Адам Кёртис. «Сеанс» поговорил с ним о методе, длине кадра, новых медиа, стабильности и видении будущего.

Альберт Серра: «Кино — это магма»
Один из лучших каннских фильмов этого года — «Смерть Людовика XIV» Альберта Серры с Жан-Пьером Лео в роли умирающего короля. Андрей Карташов посмотрел картину и поговорил с Серрой о телесном, восприятии смерти и актёрском профессионализме.

Мечтай о великом
Один из циклов наших показов «Кино в городе» мы назвали «Отражения». Идея состояла в том, чтобы найти рифмы в отечественной и зарубежной классике: о первом таком отражении — «Выпускнике» Майка Николса и «Курьере» Карена Шахназарова — рассказывает Денис Горелов.

«Сьераневада»: Без пробела
Одним из главных фильмов года критики назвали «Сьераневаду» Кристи Пую. Во время Каннского фестиваля мы публиковали разговор о фильме Бориса Нелепо и Андрея Карташова, а позже — анализ Алексея Медведева.

Майкл Чимино. После поражения
Еще одна утрата года — Майкл Чимино. О великом режиссере небольшое эссе написал Василий Степанов.

Грета Гервиг. Modern Love
В день рождения Греты Гервиг об этой актрисе, ставшей символом целого поколения, написал Андрей Карташов.

«Чудо на Гудзоне»: Птицы, покайтесь!
Фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне», воспроизводящий последствия реального события 2009 года — удачной посадки сломавшегося над Нью-Йорком авиалайнера на реку Гудзон, прошел тихо, но след в сердце оставил неизгладимый. Кажется, это один из фаворитов будущего «оскара». О картине — Василий Степанов.

Венеция-2016: «Рокко». Кино и его братья
Написал «Сеанс» в этом году и о Рокко Сиффреди. Фильм о легендарной порнозвезде посмотрел в Венеции Алексей Гусев, который после просмотра задумался об исповедальной энергии порно. Остальные венецианские публикации Алексея можно прочитать здесь.

Чувство, чувствительность и осьминог
Прошедший год можно справедливо назвать еще и корейским. Одна из мощнейших кинематографий мира подарила в этом году зрителям несколько незабываемых хитов. Среди них — новый фильм Пак Чхан-Ука «Служанка». Изысканная экранизация британского романа, в котором всё не то, чем кажется. О фильме и книге рассказывает Лилия Шитенбург.

«Она»: Чужая
Камбек Пола Верхувена сделал 2016-й чуть более сносным. Для «Сеанса» о фильме, Изабель Юппер и ксеноморфах написал Станислав Ф. Ростоцкий.

Жан-Люк Годар: «Это уже не цитаты, а археологические остатки»
Годар дает интервью. Большое интервью.

Что происходит с «Союзмультфильмом» и российской анимацией? Интервью с Михаилом Алдашиным
Мы поговорили с Михаилом Алдашиным о зарубежной и российской мультипликации, о проблемах индустрии и о будущем «Союзмультфильма», куда три года назад он был приглашен художественным руководителем.

1979. Зеркало для застоя
Застой вызывали? О признаках стагнации на экране и в жизни. Константин Шавловский — о том, чем оказались похожи поздние советские семидесятые и нынешняя Россия?

«Софичка»: Времени не существует
Одним из самых сильных отечественных дебютов года стал фильм Киры Коваленко «Софичка» по повести Фазиля Искандера. Международная и российская премьеры фильма прошли в ноябре и декабре. Так что написали о картине немногие. Мы среди них.

Лав Диас: Против насилия
Филиппинец Лав Диас — один из главных героев года. Сначала он завоевал награду в Берлине, потом — в Венеции. О его фильме «Женщина, которая ушла» рассказывает Станислав Битюцкий.

Красивый как конь. Фриульская поэзия Пьера Паоло Пазолини
В ноябре мы показывали малоизвестный документальный фильм Пазолини «12 декабря» и представляли сборник фриульской поэзии режиссера. По ссылке — вошедший в книгу поэтический цикл «Где моя родина» с комментарием философа Майкла Хардта.

Сергей Лозница: «Мы ничего не преодолели»
Фильм Сергея Лозницы «Аустерлиц», в котором автор наблюдает за посетителями музеев-концлагерей, получил главный приз на Лейпцигском кинофестивале. О картине с режиссером поговорил Алексей Гусев.

Евгений Шварц. Бриллиант на обочине
Сегодня, уже в 2017-м, мы показывали в кинотеатре великую ленфильмовскую «Золушку», а осенью к 120-летию со дня рождения Евгения Львовича Шварца, соединявшего в своих пьесах и сценариях наивное и смелое, детское и взрослое, опубликовали статью Никиты Елисеева, написанную специально для образовательного проекта «Чапаев».

Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»