18+

Подписка на журнал «Сеанс»

// Портрет

Умер Александр Белявский

8 сентября ушел из жизни Александр Белявский. Об актере — Денис Горелов.

Александр Белявский

Белявский был буквально рожден для конферирования правительственных концертов несоюзного уровня (для союзного не хватало монументальности). Откровенно хорош. Явно нескромен. Фактурен. Обаятелен. Хитер. Отличная пара для дикторши Центрального Телевидения второй кавээновской категории вроде Натальи Фуфачевой или Светланы Моргуновой.

И голос у него был второго руководящего ранга — не трубный левитановский, а бархатно-героический. Этим голосом говорила половина зарубежных гостей нашего проката от капитана Клосса до комиссара Каттани — что помогало народу и прояснить его семейное положение: в титрах импортных новинок рядом с его именем непременно значилась «режиссер дубляжа Клена Белявская».

Он был носителем длинного перечня очевидных достоинств, в конце которого поневоле хотелось плюнуть. Лучше всего это передано в «Июльском дожде» Хуциева: о герое сказано, что он «красив, спортивен, хладостоек и водонепроницаем» — и после всего совершенно явным становится, что девушке из хорошей начитанной семьи он никак не пара. Ибо являет собой абсолютно идеальный тип комсомольского работника городского звена с перспективой на область.

И роли его запоминались именно такие — выездные, но с червоточиной. Среди всех проходных подпольщиков, милиционеров и ученых младшего лабораторного уровня подлинным аметистом сияли ироничные и нахрапистые хозяева жизни и разрядниц ГТО.

Этот вот Володя из «Июльского дождя» (отличное, между прочим, имя для карьерного деятеля — Володя).

Фокс. С ямкой на подбородке и орденом Отечественной войны. «Бабам нравится».

Засланный в белогвардейское монастырское логово красный разведчик «из бывших» («Таинственный монах»).

Фельетонист, в темных очках и «бабочке» притворившийся заграничной акулой пера с целью разоблачения стиляг-низкопоклонцев («Иностранцы»).

Номенклатурных чинов до перестройки не играл: слишком очевидной была бы карикатура.

Зато с освобождением роли пошли косяком: вальяжные, в «тройках» с отливом, с комнатами отдыха и банной одышкой. Секретарь райкома. Председатель райисполкома. Контр-адмирал, которому на пикнике свиненок-мутант ставит фингал («ДМБ»). В считанные годы заслуженный (тогда) артист дослужился до Брежнева («Серые волки»). В «Бригаде» исполнил белодомского барина в самом кашемировом из всех кашемировых пальто — с отеческими поучениями, уменьшительными суффиксами, теннисом и дивной сценой на бильярде, где ждущий нужной подписи Фил сдает ему партию и льстиво просит о мастер-классе, а за спиной босса ленивым тычком загоняет с трех бортов в угол.

Люди начальственной породы безошибочно угадывали в нем своего. Хорошо одевался. Знал себе цену. Много играл в Польше: за дружбой народов как-то и забылось, что Янковский, Хмельницкий, Дворжецкий, Костолевский — из поляков, а Белявский — нет, не забыл. Даже в «Четырех танкистах с собакой» роль имел.

В разбитом паззле утерянного советского прошлого Александр Борисович был одним из очень важных и узнаваемых осколков — за что его искренне и громко любили постмодернистские юноши новых времен. С годами стало ясно, что номенклатурный тип он представлял самый безобидный — неглупый и невредный. Теперь совершенно очевидно, что по мере смены глуповских градоначальников приязнь к нему будет только расти — как к сыгранному им Брежневу, при котором артист прожил восемнадцать лет и сделал свои лучшие роли.

Akin
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»