18+
23 ИЮНЯ, 2016 // Рецензии / Фестивали

«Зеркало»-2016: «Темный зверь»

Продолжаем публиковать тексты молодых кинокритиков, вошедших в жюри премии «Голос», о фильмах фестиваля «Зеркало». Мария Щербакова пишет о прогремевшем в этом году в Роттердаме дебюте Филипе Герреро, который на «Зеркале» получил гран-при.

«Темный зверь». Реж. Филипе Герреро. 2016

«Темный зверь» медленно движется вглубь, сквозь иногда слишком уж красиво закомпонованную натуру. Этот фильм сам словно лес, пересеченный траекториями трех женщин, бегущих от так и оставшейся безымянной и неопределенной угрозы. Одна, вернувшись вечером домой, обнаруживает деревню разоренной военными, в страхе перед которыми и пускается в путь. Другая — напротив, жена солдата, уставшая терпеть насилие и вынужденная скрываться. Третья — воин, на практике являющаяся сексуальной игрушкой командира. Их не объединяет ничего, кроме того, что все они — женщины на войне: безгласные, бесправные и беспомощные, почти на ощупь пробирающиеся сквозь дебри колумбийских лесов туда, где существует надежда на мирную жизнь.

То, что имени и причин конкретной угрозы мы так и не узнаем — люди в униформе абстрактны, сцены насилия и убийств оставлены за кадром (кроме одной — решительной и необходимой), камера сосредоточена на лицах и деталях — следах, индексах войны — делает из фильма Герреро мощное политическое и феминистское высказывание. Война дана только как ее переживание, отметина на телах героинь, встретившихся с темной стороной человеческой натуры, как тяжелые запахи и стоны усталости. Герреро, собственно, и не делает фильм о войне — он снимает историю о том, что происходит с людьми, когда вокруг — страх, опасность, мужчины с автоматами и несправедливость. «Темный зверь» — это и весь этот обрушившийся социальный порядок, пожирающий тела и души, и человек, по-звериному прижимающийся к земле, пытаясь слиться с ландшафтом и дышать как можно тише, и этот огромный лес, ополчившийся на зрителя агрессивным потоком визуальных, тактильных, слуховых и обонятельных образов.

Абсолютная немота фильма делает его еще более безнадежным, но когда кажется, что постоянно усиливающееся напряжение достигает пика, тревога, пропитывающая каждый кадр, неожиданно растворяется в проснувшемся чувстве надежды. Правда, то что у этих трех все будет хорошо — конечно, условность. Порядок остается неизменным, война везде — есть в руках противника оружие или нет.

Кэмп
Линч
День кино
Олли Мяки
Аустерлиц
TIFF
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»