No More Heroes


Моя личная коллекция комиксов занимает в квартире два здоровенных шкафа. Жена иногда ворчит, что все эти дурацкие журналы занимают слишком много места, да и денег на их приобретение я трачу чересчур много. И вообще: что за хобби для взрослого мужчины — читать истории в картинках? Но вот мне нравится.

Жемчужиной коллекции я считаю экземпляр самого первого выпуска «Фантастической четвёрки» аж 1964 года издания. Всего восемнадцать страниц, убогий сюжет, плохонькая печать. Зато бьющий через край оптимизм: добро в трико победит любого врага! Кто бы мог подумать, что из таких вот журнальчиков вырастет самый глобальный миф нашего времени?

Комиксы сегодня — это не просто истории в картинках. Времена, когда истории про накачанных мужиков в лосинах читали исключительно ради сюжета, прошли безвозвратно. В 1984-м британец Алан Мур выпустил свой эпос «Хранители», и после этого только ленивый не говорил, что комиксы идеально подходят для того, чтобы высказаться на тему того, как устроен наш с вами мир. А после того, как Нолан поработал над перезапуском саги о Бэтмене, все остальные виды высказываний на данную тему стали смотреться и вовсе нелепым анахронизмом.

Кадр из фильма Зака Снайдера Хранители (2009)

Первое время супергерои показывали мальчишкам-читателям положительный пример. Пусть каждый из нас не совершенен, но добро как таковое от этого никуда не девалось. Позже Мур и Нолан изменили угол зрения. Они показали мир, в котором усталые, обрюзгшие мужчины в трико давно забыли о том, каково оно, это добро. Битва всё ещё идёт, челюсти по-прежнему трещат, но о результатах войны разговор люди предпочитают не заводить.

После «Хранителей» целое поколение британских авторов разрабатывало идеи Мура. Самым удачливым разработчиком стал Марк Миллар. Именно его историю было предложено экранизировать перебравшемуся в Голливуд Тимуру Бекмамбетову. У Миллара никакого добра нет уже и в помине. Супергерои бьют оппонентов ногой в мошонку по одной-единственной причине: им просто нравится смотреть, как по их брюкам расползается красное пятно. А раз добра нет, то нет и смысла тянуть эту волынку про супергероев. На снятых по сюжету Миллара «Особо опасен» и «Пипеце» эволюция жанра по сути была окончена. Но после надписи The End последовал ещё и постскриптум.

Кадр из фильма Мишеля Гондри Зелёный шершень (2011)

Называется постскриптум «Зелёный шершень». История этого фильма на первый взгляд точь-в-точь напоминает историю бекмамбетовского дебюта. Режиссёр тоже впервые получил в Голливуде приличный бюджет. Тоже заранее известный сюжет. Тоже куча гаджетов и модная манера съёмки. Отличие всего одно, зато принципиальное. У Бекмабетова речь идёт всё-таки о героях, а в «Шершне» — о тупом и ещё тупее. В «Заке и Мири» такие ребята решают снять порно. В «Мальчишнике в Вегасе» пробуют опохмелиться. В «Зелёном шершне» — победить мировое зло.

Результат во всех случаях одинаков. В «Шершне» есть такой эпизод, когда главный герой, у которого прежде ну никак не получалось навалять недругам, наконец собирается с духом, берёт в руки ножку от кресла, бросается на противника, но спотыкается, падает и больше не может встать.

Думаю, это его падение и стало точкой в конце длинной истории жанра комиксов. Последнее время я всё чаще думаю: не сдать ли мне всю свою коллекцию журналов в букинистический магазин?


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: