18+

Подписка на журнал «Сеанс»

27 НОЯБРЯ, 2017 // Интервью

Данила Козловский и его «Тренер»

Пока режиссер-дебютант Данила Козловский работает в монтажной, а редакция «Сеанса» — над новыми журналами, мы предлагаем вам небольшой спойлер — фрагмент большого материала, который будет опубликован в 67-м номере «Сеанса». Любовь Аркус рассказывает о своем знакомстве с Данилой Козловским, а Данила Козловский — о себе, футболе и готовящемся фильме «Тренер». Полная версия — в бумажном номере «Сеанса», на который еще можно подписаться.

Данила Козловский. Фото: Ирина Штрих

Однажды, больше десяти лет назад, друг и брат Митя Савельев привел в мою задымленную берлогу, где под зеленым абажуром, как всегда, собралось много разномастного народу, то ли студента, то ли недавнего выпускника, совсем юного артиста Даню Козловского. Несказанной красоты был этот ребенок. А надо сказать, что вкус мой с юности был странным. Печатью прожитых лет и драматического (лучше — трагического) опыта должна быть отмечена внешность кумира, полагала я в юном возрасте. «Не скрывайте моих морщин, они мне слишком дорого стоили», — сказано было женщиной, но распространялось и на мужчин. И даже когда юность прошла безвозвратно, предпочтения оставались прежними. Условно говоря, Хэмфри Богарт и Жан Габен — да, а Ален Делон и Трентиньян — нет.

 

Поэтому я скорее «прощала» Дане его молодость и красоту. К ней ведь прилагалось неподдельное дружелюбие к миру, открытость — качества, которые с годами я научилась ценить. И еще — легкость и солнечность.

 

«Солнечный мальчик», как я его называла, становился все более известным актером. К тридцатилетнему рубежу он подошел уже в статусе настоящей «звезды» — со всем причитающимся антуражем: обложки модных журналов, огромное комьюнити поклонниц, бокс-офисы, обеспеченные его именем… Он очень помог мне с созданием Центра «Антон тут рядом», и потому мы часто виделись как раз в тот период, когда подряд вышли «Легенда № 17», «Шпион», «Экипаж».

Данила Козловский. Фото: Ирина Штрих

Мне рассказывали, как на одном из питчингов Минкульта, все продюсеры по очереди, рассказывая про проект, неизменно добавляли в финале речи: «А в главной роли у нас будет Данила Козловский…».

Один из экспертов, присутствовавших на питчинге, пошутил: «Если принять на веру излагаемые сведения, получается, что Козловского надо клонировать как минимум трижды, чтобы он успел отработать все упомянутые съемочные площадки…»

Вроде бы все шло по плану, а он … из плана выламывался. То решил профессионально петь, и возник замечательный музыкальный спектакль «Большая мечта маленького человека». То решил продюсировать — и появился фильм «Статус: свободен».

Теперь — режиссерский дебют.

Фильм, где Данила — автор сценария, режиссер, продюсер, исполнитель главной роли. Мы назначили встречу в кафе «Рубинштейн», он опаздывал буквально на несколько минут, и пока я читала его смску об этом, влетел он сам.

 

Он, да не он. Не солнечный мальчик, каким я его узнала. Не издерганный кумир, изо всех сил старающийся сохранить если не прежнюю свою открытость, то хотя бы вежливость и спокойствие. Взрослый человек, сделавший большую работу. Он еще не решил, доволен ли результатом. Но счастьем от процесса готов был делиться.

 

Из расшифровки я убрала вопросы, которые были обыкновенными. Почему футбол? Почему ты решил стать режиссером? Что для тебя этот фильм и что в нем про тебя самого?

 

Данила Козловский. Фото: Ирина Штрих

Первый тайм. Футбол уравнивает всех

Что такое футбол? Это какой-то универсальный код для разных людей, разных поколений, разных национальностей и характеров.

Болельщиком в детстве я был страстным. Мой первый матч на стадионе «Динамо» в Петровском парке. Мне 7 лет, гуляю один, вижу — стадион, слышу — орут. И — пошел на звук. Такого маленького никому не пришло в голову остановить. Шел, шел, взобрался на трибуну. Сверху видел: неполный стадион, на поле люди с мячом бегают. Московское «Динамо» принимало ереванский «Арарат». Запомнил этот кадр на всю жизнь.

Ну, потом сам учился бегать с мячом. В 1998 году, когда я смотрел финал Кубка мира между Бразилией и Францией, мне было 13 лет, и я окончательно влюбился в эту игру. Это был выдающийся матч.

Футбол, если его любить, уравнивает всех.

 

В Англии мы снимали реальный матч. Я видел фанатов, которые смотрят футбол так же, как их отцы, их деды. Эти люди, умирая, завещают свой абонемент. Завещают свою страсть.

 

Это был не первый мой футбол в Англии. Когда мне было 22, мы приехали сюда с «Королем Лиром». Там только построили новую арену на 60 тысяч мест, и я решил, что смогу купить билет в день матча. Я только-только начал зарабатывать, у меня были суточные, почему нет? Нормально, могу себе позволить… Приезжаю на метро, первая же надпись sold out, вдруг подходит мужик ко мне: «У вас есть билет?», — я ему отвечаю, что нет, тогда он мне предлагает билетик за 250 фунтов. Даже сейчас 250 фунтов это немало, а тогда это для меня были астрономические деньги. Отшатнулся, побродил, решил все таки брать, но его уже не было. Подходит другой, тот же самый разговор и уже цифра 300 фунтов. Я протягиваю ему дрожащими руками чуть ли не все свои командировочные, а он мне какую-то маленькую бумажку сует. И исчезает. Я в полной уверенности, что меня обманули, тащусь ко входу. Засовываю бумажку в турникет… И он вдруг открывается! Конечно, увидеть со своего места мне мало что удалось. Но зато я мог услышать, как футбол заставляет петь хором 60 тысяч человек.

 

Данила Козловский. Фото: Ирина Штрих

Перерыв. Учись на полях

Я в этом фильме режиссер, исполнитель главной роли, соавтор сценария, продюсер. То есть пишу, снимаю, играю, со своими партнёрами, Леонидом Верещагиным и Петей Ануровым организую производство и продвигаю фильм. Мало снять картину, нужно найти зрителя, убедить его, что это фильм надо посмотреть. Фильм у нас — и по бюджету и по амбициям — не маленький.

Лучшая школа — это когда учишься в полях. Мой первый продюсерский опыт — фильм «Статус: свободен» с режиссером Пашей Руминовым. Причём недавно литовцы сняли ремейк на наш фильм и он у них бьет рекорды по сборам. Это была хорошая, правильная для меня история. Не только потому, что мы денег заработали, но и потому, что многому научился.

 

Причем наука простая: если хочешь сделать что-то хорошо — делай это сам. Если не можешь сам, вникай и контролируй, ничего не пускай на самотек. Весь маркетинг строился практически вручную. Я получил хороший опыт.

 

На этом фильме у нас было немного ресурсов, и нужно было все время выкручиваться… Затем была вторая картина, «На районе», талантливого молодого режиссёра Оли Зуевой. Фильм выйдет в следующем году. «Тренер» — это уже мой третий и наиболее крупный продюсерский опыт.

После съёмок «Тренера» начинают предлагать разные сценарии уже как постановщику. Сегодня я про себя точно понимаю, что как режиссер хочу снимать то кино, которое не может не появиться. Про которое ясно — оно обязательно должно быть снято. И у меня с «Тренером» именно такая история — я не мог себе представить, что этого фильма не будет.

 

 

Второй тайм. Мне повезло с этой историей

Есть такой футбольный клуб «Лестер». Два года назад он сотворил маленькое чудо. Команда небольшого провинциального городка с населением 300 тысяч человек, всю свою историю болтавшаяся где между серединой и концом турнирной таблицы, вопреки всему выиграла английский чемпионат. Тот самый, где «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Арсенал». О них узнали даже те, кто футболом не особенно интересуется.

Ну что прежде всего приходит в голову? Появился какой-то человек с большими деньгами, купил звездных игроков, модного сильного тренера…Но нет..все не так. Тренером «Лестера» стал итальянец Клаудио Раньери, который очень часто становился вторым. Причём, становился «обидно» вторым.

 

Команда состояла из людей, многим из которых — когда-то говорили: ты слишком маленький, ты слишком худой, ты слишком старый, ты слишком медленный. За них все решили. Понимаешь, за них все решили. Что они неформат. Брак. Испорченные. И вот тренер их собирает, и они творят историю.

 

Это было два года назад.

Мне повезло с ними. Я ведь уже писал сценарий, когда впервые прочел о них. Меня тогда больше интересовал наш российский футбол. Я ездил по клубам, жил с командой в Тамбове, общался с футболистами, врачами, администрацией… И вдруг я читаю газету и понимаю: «Этот фильм происходит прямо здесь и сейчас!». Это и есть мой фильм. И здесь не футбол главное, а что-то другое.

Это история мечты, история поломанных людей, личностей, которые объединяются и вопреки предназначенному ходу вещей, вопреки огромному количеству обстоятельств — делают нечто, чего никто от них не мог ожидать. Потому что людям очень важно узнать, и получить подтверждение важнейшей вещи на свете — ты можешь поменять свою жизнь, и ты можешь тем самым поменять жизнь вокруг себя. Потому что другим людям, которых тоже определили в брак, во второй сорт, в аутсайдеры — им будет важен твой опыт. Это изменит их жизнь тоже.

Для меня это важный сюжет, может быть, самый важный. Он напрямую связан с моим собственным опытом.

Продолжение в 67-м номере «Сеанса».

 

Фильм «Тренер» выйдет в прокат 19 апреля 2018 года.
Подписка на «Сеанс» — здесь.

Артхаус
Party
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»