18+
7 ИЮНЯ, 2017 // Фестивали

Кинотавр-2017: Перед стартом

Сегодня в Сочи открывается «Кинотавр», который продолжает оставаться важнейшим в России национальным кинофестивалем. «Кинотавр» — это градусник, который отлично фиксирует температуру общего кинематографического тела. Прошлый фестиваль был чемпионом по дебютам — из 14 картин конкурса больше половины, девять, были первыми. Программа фестиваля в этом этого году не менее революционна. Семь дебютов, большей части авторов нет и сорока, некоторые младше тридцати. Многие из них снимали кино без всякой господдержки. «Сеанс» сделал краткий гид по фильмам конкурса.

«Аритмия» (реж. Борис Хлебников)

Хлебников — самый «кинотавровский» из всех представленных в конкурсе режиссеров. В Сочи состоялись почти все его главные премьеры. Несколько лет назад режиссер ушел в телевизор (и успешно — на ТНТ появились прекрасные «Озабоченные»), но, хвала небесам, вернулся на большой экран с «Аритмией».
Сценарий о враче скорой помощи (его блестяще играет Александр Яценко), который мечется между работой, уставшей красавицей-женой (прославленная инстаграмом актриса Ирина Горбачева) и бутылкой, Хлебников написал вместе с автором «Комбината Надежда» Наталией Мещаниновой. И в нем есть всё, чего так не хватает обычно нашему кино — детальное понимание механики тихой обыкновенной жизни, запальчивое несогласие с ней, надежда на лучшее, много любви.

 

«Блокбастер» (реж. Роман Волобуев)

После несколько анемичного, чересчур европейского «Холодного фронта», которым Волобуев дебютировал в большом кино, режиссер набрал смелости, чтобы сделать что-то смешное, жанровое и достаточно глупое. «Блокбастер» пересказывает реальную историю шокирующе идиотского ограбления офиса процентщиков в Электроуглях. Главную героиню, решившую разорить лавку микрокредитов и уехать в Москву, играет Анна Чиповская. Вторая героиня (на самом деле главная) — телеведущая в исполнении Светланы Устиновой, измученная девушка из Омска, которая потратила десять лет на карьеру в Москве. Кроме нее в кадре Евгений Цыганов — симпатичный опер из Московской области.

 

«Близкие» (реж. Ксения Зуева) дебют

Дебютантка Ксения Зуева закончила театральное Шукинское училище (сыграла в сериале «Мамочки» и короткометражном фестивальном хите Максима Шавкина «14 шагов»), а после училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Профильное образование автора, впрочем, не помогло фильму получить государственную поддержку в Минкульте или Фонде кино. Как и то, что фильм снят на такую важную в современной России семейную тему: он о чрезмерно опекающей, удушливой родительской любви. Зуева одна из самых молодых участников основного конкурса — ей 27 лет.

 

«Голова. Два уха» (реж. Виталий Суслин)

Герой фильма — Иван Лашин, пастух из-под Воронежа — играет по сути самого себя, естественного человека в противоестественных обстоятельствах. Что-то среднее между шукшинским чудиком и херцоговским Бруно К.
Иван — непрофессиональный актер и главная достопримечательность фильма, в котором нет каких-то душераздирающих перипетий, но присутствует странность нашей современной жизни, уловленная режиссером Виталием Суслиным, учившемся в мастерской Карена Шахназарова. «Голова. Два уха» — не первая работа Суслина с Лашиным, режиссер уже снимал своего героя в короткометражках по рассказам Василия Шукшина.

 

«Жги» (реж. Кирилл Плетнёв) дебют

Режиссерский дебют актера — привычная история. Тем более для «Кинотавра», где в прошлом году представлял свой фильм «Врач» Гоша Куценко (в титрах режиссер был подписан Юрием). У актера Кирилла Плетнёва в послужном списке участие и победа в короткометражном конкурсе «Кинотавра».
Сюжет «Жги» имеет реальный первоисточник, правда, не российский. В 2013 году надзирательница британской мужской тюрьмы вышла на сцену музыкального конкурса X-Factor и произвела фурор с песней Beyonce. Плетнев поменял Британию на Россию, Саманту на Алевтину (роль писали специально под Ингу Оболдину), а мужскую колонию на женскую. Так в кадре появилась вторая героиня фильма, репетитор надзирательницы, которую сыграла Виктория Исакова.

 

«Заложники» (реж. Резо Гигинеишвили)

Премьера фильма состоялась этой зимой в рамках Берлинского кинофестиваля, где «Заложники» участвовали в программе «Панорама». Для Резо Гигинеишвили это этапная история: впервые в своей карьере он снял драму. При чем это драма, погруженная в ретро и рассказывающая о террористах. Формально это фильм грузинский, но в титрах есть ряд русских фамилий, без которых «Заложники», наверно, были бы совсем другими. Интересный случай, но едва ли перемена участи: вслед за скупой историей о позднем Советском Союзе и юных грузинских мажорах, не понявших в какой стране они живут, режиссер снова снимает комедию.

 

«Теснота» (реж. Кантемир Балагов) дебют

Дебютант, возмужавший под присмотром Александра Сокурова и его фонда «Пример интонации», едет в Сочи прямиком из Канн, где участвовал в «Особом взгляде» и удостоился награды от ФИПРЕССИ. В центре «Тесноты» история еврейского семейства, живущего в Нальчике 1998 года. Национальные противоречия, страшные вековые традиции, похищения людей, воздух, отравленный войной. Фильм настолько объемно и внятно живописует страх, что его можно было бы счесть эксплуатацией, если бы он не был снят изнутри этого страха совсем молодыми людьми, которые застали 1990-е совсем маленькими. Несколько замечательных актерских работа и намертво взгрызающихся в память сцен.

 

«Мертвым повезло» (реж. Вадим Валиуллин) дебют

Редкий жанровый гость фестиваля — независимый слэшер, на который создатели, за плечами которых короткометражные фильмы (один из них — «Кредит» — был показан на «Кинотавре») и рекламные ролики, пытались собирать деньги краудфандингом. Производство фильма шла два года.

По сюжету главного героя втягивают в криминальную группу, которая, скрывая заказное убийство, имитирует действия маньяка, пока не натыкается на настоящего серийного убийцу. Преступник решает показать дилетантам, как работает настоящий профессионал.

 

«Мифы» (реж. Александр Молочников) дебют

Петербургский юноша Александр Молочников, поехал в Москву учиться, снимался у Волобуева, поставил спектакль у Табакова, мелькал на билбордах крупного проекта СТС, всех очаровал, а теперь снял при поддержке Федора Бондарчука и Ильи Стюарта фильм с первоначально довольно нахальным для петербуржца названием «Мифы о Москве». Главный герой, Грек, изучает столицу и ее пышнопоножных жителей. В кадре — Сергей Безруков, Иван Ургант, Максим Суханов, Виктория Исакова, Андрей Смоляков, Ирина Розанова, Паулина Андреева и многие-многие другие. Как все это вышло, молодой режиссер расскажет на пресс-конференции после показа.

 

«Рок» (реж. Иван Шахназаров) дебют

Роуд-муви о трех музыкантах, собравшихся покорять Москву и в дороге ставших друзьями, снял сын директора «Мосфильма» и современного классика Карена Шахназарова. Фактически эта полнометражная работа расширяет представленную в 2014-м на «Кинотавре» одноименную короткометражку. «Рок» тут, конечно, не только музыкальное направление, но еще и судьба, которая связывает воедино главных героев.

 

«Прорубь» (реж. Андрей Сильвестров)

Театральный проект о российском телевидении, а также Художнике, Олигархе, Алкоголике и Президенте Российской Федерации, которые в поисках смысла жизни и любви залезают в Крещенскую прорубь, перекочевал в киноформат в 2016 году. На «Кинотавре» неформальный и экспериментальный фильм Сильвестрова будет выполнять роль странного противовеса более зрительским и форматным работам, представленным в конкурсе.

 

«Скоро все кончится» (реж. Алексей Рыбин)

Место действия этого фильма — неоткрыточный Петербург. Главные герои — рабочий и проститутка. Один из героев второго плана — телевизор, упорно сеющий раздор внутри каждого из нас. «Скоро все кончится» — пример рефлексии войны в Украине и того, как работает пропаганда. Но не это в первую очередь привлекает внимание к проекту, деньги на который собирали в том числе и с помощью народного финансирования. Фильмом «Скоро все кончится» в кино дебютирует Алексей Рыбин, легендарный сооснователь группы «Кино», покинувший коллектив после записи «45». А оператором на картине работал снимавший «Замри, умри, воскресни» Владимир Брыляков.

 

«Три сестры» (реж. Юрий Грымов)

Интерпретация хрестоматийной пьесы Антона Павловича Чехова. Действие перенесено в наше время, а герои состарены (вместо чеховских двадцатилетних на экране люди, разменявшие шестой десяток). В проекте Грымова «Новая классика» это уже не первый фильм. Скандальную известность приобрела постановка «Интимный дневник Анны Карениной», которую, кажется, никто не видел, но зато все о ней слышали. С Чеховым у Грымова дела, очевидно, обстоят серьезней. По крайней мере у «Трех сестер» отличный актерский состав: Александр Балуев, Максим Суханов, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Людмила Полякова, Игорь Ясулович, Владимир Носик, Александр Пашутин.

 

«Турецкое седло» (реж. Юсуп Разыков)

Юсуп Разыков — режиссер, который большей степени известен своей работой в крепких телевизионных проектах, но и на «Кинотавре» он тоже не первый раз. «Турецкое седло» (название фильму дано в честь медицинского термина, обозначающего участок головного мозга) как будто соединяет две фильмографии — телевизионного ремесленника и своеобычного автора. В центре фильма история контрразведчика, специалиста по наружному наблюдению, который, даже выйдя на пенсию, продолжает нести службу — следить за соседями и прохожими. Куда заведет чекиста эта самовольная слежка?

Русская симфония
3D
3D
Полночь в Париже
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»