18+
13 МАЯ, 2015 // Фестивали

Кинотавр-2015: Пионер, топор, кладбище

Вчера была объявлена программа «Кинотавра». Несмотря на слухи, никаких экономически вынужденных изменений в этом году не намечается: конкурс, короткий метр, питчинг и кинорынок — всё на месте. Пока не начали поступать новости из Канн, Ольга Касьянова рассказывает, чего ждать от главного фестиваля российского кино.

«Конец прекрасной эпохи». Реж. Станислав Говорухин. 2015«Конец прекрасной эпохи». Реж. Станислав Говорухин. 2015

Откроет «Кинотавр» ностальгический фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» о десятилетии после смерти Сталина, а закроет «Зеленая карета» Олега Асадулина, эпизод для которой снимали на прошлогоднем «Кинотавре». Вне конкурса также покажут рабочую версию «Брата Дэяна», долгостроя Бакура Бакурадзе о беглом сербском генерале (раньше картина так и фигурировала в прокатных планах — под названием «Генерал»), хоррор-хит «Убрать из друзей» Лео Габриадзе (Тимур Бекмамбетов, пропагандист формата screen capture movie, в котором снят фильм, также расскажет о нем на лекции) и долгожданную «Родину» Петра Буслова — антижанровую ненарративную картину о русских на Гоа, у которой нет ничего общего с поэтикой «Бумера». Обидно, что фильм не попал в конкурс, но, по словам организаторов, это было решение режиссера и продюсеров. В конкурс короткого метра было прислано более 400 фильмов, из-за чего немного притомившиеся отборщики задумались об организации отдельного фестиваля любительского кино. Но всё же помимо народного творчества в любимом конкурсе «Кинотавра» есть короткометражки и от Жоры Крыжовникова, и от Анны Меликян (с прошлого года Матрица не перезагружалась). По традиции в него не могли не попасть и именитые дебютанты: Татьяна Догилева с работой «Горизонт» и Кирилл Плетнев с фильмом «Настя». В полнометражный конкурс из 80 претендентов отобрали 14 картин, половина из которых дебюты, и тут как раз ощущается стилистический перелом: на место прошлогодних бытовых и лирических лент с крепкими диалогами, улавливавшими голос современности, пришли более причудливые создания. Трижды в программе звучит слово «мистика», два фильма подходят под невиданный в России жанр «политической драмы», герои лент оказываются то на Гоа, то в тайге, то в Тибете. А Василий Сигарев вместо блэк-драмы снял народную комедию. Грядут перемены.

? ? ?

 

 

«Страна Оз», реж. Василий Сигарев

Картина, раньше проходившая под названием «Занимательная этология», — это комедийный калейдоскоп русских характеров в магическом свечении новогодней ночи, своего рода анти-«Ёлки». Играют все от Гоши Куценко до Евгения Цыганова; матерятся часто и изобретательно; Инна Чурикова дает «Ширли-Мырли», а Александр Баширов — что-то из давнишних фильмов Соловьева. В центре, разумеется, Яна Троянова. В сети уже есть пятиминутная нарезка всего этого безумия.

? ? ?

 

 

«Ангелы революции», реж. Алексей Федорченко

После нежности «Небесных жен луговых мари» Федорченко взялся за более жесткий, но не менее экзотичный материал: молодые революционеры от искусства во главе с Дарьей Екамасовой отправляются в тайгу обращать в советскую веру языческих шаманов. В программе летающие собачки и перестройка церквей в крематории, всё это вроде как основано на реальных событиях. Премьера фильма прошла в Риме, а затем был Роттердамский кинофестиваль. Отборщики уверяют, что стиль повествования для Федорченко не свойственный, но по трейлеру не очень-то и скажешь.

? ? ?

 

 

«Про любовь», реж. Анна Меликян

После многотрудной «Звезды» всего за одно лето Меликян сняла альманах, а также нарезала из него пару рабочих короткометражек. В целом мы знаем, чего ждать: несколько новелл, полусмешных-полупечальных, вокруг истории героини Ренаты Литвиновой. Весь цвет актерского цеха от Ефремова до Колокольникова размышляет о любви с узнаваемой светлой интонацией режиссера.

? ? ?

 

 

«Синдром Петрушки», реж. Елена Хазанова

Экранизация повести Дины Рубиной от режиссера, более успешного на швейцарском телевидении, чем в русском кино (в 2006-м ее дебют «Переводчица олигарха» с треском провалился). Евгений Миронов и Чулпан Хаматова будут разыгрывать пигмалионовский сюжет о трагической любви творца к своему творению.

? ? ?

 

«Инсайт», реж. Александр Котт

Триумфатор прошлого «Кинотавра» на этот раз лишил своего героя не речи, но зрения. Влюбленного слепца играет Александр Яценко. Камерную, быстро снятую картину без свойственных режиссеру красот, называют самой личной и глубоко пережитой работой Котта. Тем не менее, сам автор объясняет выбор темы скорее технически: изобразить взгляд невидящего и его воображаемый мир — формально интересная задача.

? ? ?

 

 

«Спасение», реж. Иван Вырыпаев

После трехлетнего затишья Вырыпаев снял экзотическую историю о польской католической монахине, принесшей вечные обеты и отправившейся с миссией в Тибет. Фильм о любви к Богу и духовных поисках снят на нескольких языках, в главных ролях — Полина Гришина, Каролина Грушка и настоящие священники.

? ? ?

 

 

«14+», реж. Андрей Зайцев

Андрей Зайцев представил кино о первой любви на фоне московских спальных районов в «подростковой» программе Берлинале. Фильм очень простой, искренний и по-хорошему сексуальный, несмотря на то, что все герои — обычные восьмиклассники, найденные продюсерами в социальных сетях.

? ? ?

 

 

«Пионеры-герои», реж. Наталья Кудряшова

Еще один фильм, тепло встреченный в Берлине и на удивление заинтересовавший зарубежную прессу, — режиссерский дебют актрисы Кудряшовой, лирическая комедия о последнем поколении пионеров, парадоксальном советском детстве и нынешних тридцатилетних, не знающих, что делать с остатками отжившего идеализма.

? ? ?

 

 

«Чайки», реж. Элла Манжеева

«Кинотавр» взял в конкурс всех молодых режиссеров, выступивших в этом году на Берлинале, в том числе и дебют Эллы Манжеевой, первый калмыкский фильм на калмыкском языке за последние 20 лет. Хотя картина, очевидно, проходит по «этническому признаку», но выглядит вполне современной драмой в синих тонах с универсальным сюжетом: красивая женщина хочет изменить свою жизнь, когда у нее умирает муж.

? ? ?

 

 

«No comment», реж. Артем Темников

Известный телевизионщик-документалист выступает с полнометражным художественным дебютом на почти табуированную в российском кино тему. Драма, исследующая природу терроризма, рассказывает, как спокойный западный обыватель из обеспеченного среднего класса превращается в боевика-исламиста.

? ? ?

 

«Гость», реж. Денис Родимин

Сценарист «Бумера» и «Духлесса» тоже решил сесть в режиссерское кресло и снял мистический роуд-муви о молодых ученых-геодезистах, отправившихся изучать упавший метеорит. Стелющийся туман, скафандры и девочка с топором прилагаются.

? ? ?

 

«Парень с нашего кладбища», реж. Илья Чижиков и Антон Чижиков

Еще один жанровый опыт на «Кинотавре» — мистическая комедия об оживших покойниках от братьев Чижиковых, до этого вполне успешно по отдельности снимавших короткий метр. Теперь они решили поддержать мировой тренд перехода зомби-хорроров в комедии. В главной роли неизбежный Александр Паль.

? ? ?

 

«Тряпичный союз», реж. Михаил Местецкий

Сценарист «Легенды № 17» уже выступал как режиссер, сняв фарсовую короткометажку «Ноги — атавизм», ставшую чуть ли не интернет-мемом и побеждавшую на «Кинотавре». Его первый полный метр — драмеди о подростках, поселившихся коммуной в дачном поселке, чтобы творить добро. Паль также имеется.

? ? ?

 

 

«Находка», реж. Виктор Демент

Экранизация прозы Владимира Тендрякова, в главной роли солирует Алексей Гуськов. Драма одиночества на фоне таежного леса. Отборщики представляют дебютанта как преемника традиций советского кино, что должно правильно резонировать с литературным материалом.

Лопушанский
Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Austerlitz
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»