Возвращение неизбежно


— Фильм «Немыслимое» кажется мне шагом вперёд: вы не стоите на месте, не повторяетесь. «Солдаты Баффало» — комедия, «Информаторы» — ретродрама, теперь вот жёсткий триллер. Как, вообще, это получилось?

— Мне нравится снимать фильмы, которые выходят за рамки традиционного мейнстрима. И хотя моё кино можно воспринимать как обычный жанровый кинематограф, для меня важно, что эти фильмы заставляют задуматься о том, что происходит в мире и в нашей жизни. Я ищу не просто зрителя, а собеседника. Самое главное для меня, чтобы фильм оставался в памяти не только как некое визуальное впечатление, но и как повод для размышлений. Поэтому мне важно удивлять зрителя, ломать стереотипы.

— То есть, к отработанным жанрам вы возвращаться уже не будете?

— Этот принцип, к сожалению, так просто и безусловно не работает. И мне было бы трудно смириться с мыслью, что, сняв «Солдат Баффало», я больше не буду снимать смешное кино. Более того, фильм, который я делаю сейчас, — как раз комедия. Вообще, юмор — необходимый инструмент для того, чтобы рассказывать истории. Иногда прямую, жёсткую, страшную историю донести до зрителя легче, если есть пространство для смеха. Зритель смеётся, и, значит, всё нормально, — какую бы жестокую историю ты не рассказывал. Конечно, в «Немыслимом» смеяться было не над чем, но я как режиссёр склоняюсь к тому, что в фильмах должно быть место смешному.

Грегор Джордан. Фотография А. Низовского

— Знаете, в «Немыслимом» герою Сэмюэля Л. Джексона, кажется, удаётся балансировать на какой-то тонкой грани между чёрным юмором и откровенным садизмом. Тот же специфический юмор у Брета Истона Эллиса, по которому вы поставили «Информаторов»… Какие, кстати, были сложности с переводом Эллиса на экран? Считается, что его книги малопригодны для экранизаций.

— «Информаторы» во многом были инспирированы самим Эллисом. Он написал сценарий по собственной книге, и я считал своей основной задачей вникнуть в мир, который создан в этом сценарии, понять его. Его мир чувственен. В этом его особенность. И для меня очень важно это чувственное ощущение, поэтому я старался держаться к тексту настолько близко, насколько это возможно. В Америке этот подход, кстати, был не вполне оценен. Мне кажется, эта чувственность Эллиса, скорее, понятна европейцам. А американский продюсер пытался перекроить всё так, чтобы фильм стал приемлем для американского зрителя. Требовал хэппи-энда, боялся, что мрачная история не будет воспринята. Нам же с Бретом казалось, что картина должна быть жёсткой и мрачной, именно этого ждали его фанаты.

— «Информаторы», кстати, неплохо прошёл в России. Всего две копии, но аншлаги на показах. Хотя тут, конечно, огромную роль сыграло то, что в фильме так точно фиксируются восьмидесятые. Ностальгия, мода.

— То есть в России фильм восприняли, как в Европе.

— А «Информаторы» — это слепок с чьих восьмидесятых? Это ваши воспоминания или Эллиса? Как конструировалась вещественная среда эпохи?

— Я сам вырос в Австралии. В восьмидесятые годы меня физически не было в Лос-Анджелесе. То есть все вопросы скорее к Брету, я ориентировался на него. Герои фильма — это его друзья или те, с кем он был как-то знаком. Я просто ступил на его территорию и постарался ничего не нарушить, не сломать. Но, в то же время, мы с Бретом ровесники и какие-то вещи из его восьмидесятых знакомы мне не понаслышке. Мода, музыка… мы с ним носители одного культурного кода. Так что я лично выбрал довольно много костюмов или музыки для саундтрека, стараясь выстроить на экране его мир, его восьмидесятые. Брет, кстати, вписал много названий песен прямо в сценарий, как будто изначально составил саундтрек. Но, увы, как обычно случается с музыкой, какие-то задумки ты просто не можешь себе позволить, потому что это дорого. Речь ведь идёт о группах типа Culture Club или Duran Duran. Физически всё, что нам хотелось, было не купить. Была, например, песня Simple Minds, без которой, как мне казалось, совсем нельзя обойтись, и мы на неё разорились, а в остальном уже исходили из жёстких бюджетных рамок. Реальность жестокий цензор.

Грегор Джордан. Фотография А. Низовского

— А к кастингу «Информаторов» вы приложили руку или это продюсеры расстарались?

— Кастинг почти всегда, особенно в Америке, невозможно отделить от капитоловложений в проект. Тут финансы и творчество идут рука об руку, так что найти актёров, которые действительно подошли бы для конкретного материала довольно трудно. Были такие актёры, которые читали сценарий, разворачивались и уходили — они просто не были готовы к столкновению с таким материалом. Об этом мне говорить не хочется. А есть актёры, которым мрак к лицу: Ким Бэсингер, Микки Рурк, Билли Боб Торнтон… им идут тёмные истории, которые дают возможность погрузиться в себя, нырнуть на какую-то глубину. Вообще, кастинг — это забавная история. Чаще всего не ты подбираешь актёров, а актёры находят себя в твоём материале.

— Вам хотелось бы ещё когда-нибудь взяться за прозу Эллиса?

— Для меня работа с Бретом была крайне интересным опытом, но его проза — это особая герметичная история, и я не уверен, что кому-то захотелось бы несколько раз работать в её координатах. Я бы, например, не хотел повторяться.

— Есть сегодня ещё какие-нибудь авторы, чья книга могла бы стать для вас вызовом?

— Сложный вопрос. Писателей, которые меня восхищают, много. Но мне не кажется, что их нужно переводить на язык кино. Вообще экранизация это тонкая и сложная вещь. Вот, скажем, Джеймс Эллрой. Мне очень нравятся его «Секреты Лос-Анджелеса», но мне не кажется, что эту книгу нужно было вот так обязательно экранизировать. При этом я часто задумываюсь, как бы я сам снял кино по этой книге.

Грегор Джордан. Фотография А. Низовского

— А вы не хотели бы снова поработать на родине, в Австралии?

— Уже работаю! Вот сейчас я в процессе запуска двух картин, действие обеих разворачивается в Австралии. Один из них — хоррор с элементами чёрной комедии про сёрферов, рабочее название — «Свора». А второй фильм — романтическая комедия, там сюжет всё время прыгает между Австралией и Китаем, Сиднеем и Шанхаем. Это кино про китайскую еду, называется «Пять специй».

— А кто будет сниматься?

— Мы, когда писали сценарий, думали о вполне конкретных актёрах, но я пока не буду говорить о каких, потому что контракты не подписаны.

— А как ваши фильмы принимают в Австралии? Вы для австралийцев свой человек или просто какой-то голливудский режиссёр?

— Мой первый фильм «Две руки» был очень популярен в Австралии. Может быть, потому что в Австралии любят криминальные истории или ещё почему-то, но этот мой фильм пользовался успехом, а насчёт голливудских картин я не знаю. Наверняка, они кому-то пришлись по душе, но такой шумихи, как после «Двух рук», вроде бы не было.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: