18+
29 ДЕКАБРЯ, 2016 // Хроника

Итоги-2016: Василий Степанов

«Сеанс» подводит итоги года. Субъективно о том, что было в этом году важно, или хотя бы казалось важным.

Не знаю, это я подвожу итоги года, или итоги года подводят меня?

Не отпускает впечатление, что где-то наверху тоже составляют итоговые списки. И перечислять смерти — выполнять чужую работу. Но если не об этом, то о чем?

Год Российского кино пропускаем. Видел блокбастеры «Экипаж», «Дуэлянт», «Ледокол». Доброкачественные зрительские фильмы — «Эластико», «Хороший мальчик», «Коллектор». Арт-хаус — «Зоология», «Ученик». Видел Манского. Не видел «Викинга». Маловато для отчета. Замнём. Но кажется, наше кино стремительно катится к сорокинской схеме — выбрать из двух.

Перечислить любимые фильмы из других стран? Верховен — Джордж Миллер года. «Сьераневада» — социальное дрожание хрустального холодца. «Звёздные войны» нанесли ответный удар, есть что-то яростно некрофильское в киноискусстве. «Высотка», «Неоновый демон» — радость смотрения перебивает все остальные чувства. А Вильнёв все-таки нет.

Что касается сериалов: сериалы, наконец, начали рассказывать о самих себе. Подростковый период — прыщи, воображаемый секс, стихийный нонконформизм — прошел. За ним пролетела беспечальная, насыщенная молодость, и вот подкатил кризис среднего возраста. Сериалы смотрят в зеркало. Два самых важных многосерийника года при всех «но» — «Мир Дикого запада» (HBO) и «ОА» (Netflix) — оба про ужасы сторителлинга. Торжество сценариста. Критика себя и цивилизации, которая хочет только сюрпризов и насилия. Причем «ОА» еще умудряется найти какой-то благоприятный финал, выход из морока. По Netflix фантазии, обретающие плоть, могут давать хотя бы надежду. Самовлюбленный «Мир Дикого запада» этой роскоши лишен. Оба завершаются резней.

Отечественные сериалы все еще в пубертате, но все равно приносят счастья гораздо больше, чем наше кино. Тут всех на протяжении года уделывал ТНТ: «Бедные люди», «Ольга», «Пьяная фирма» (в последних два блистательных выхода Константина Мурзенко — с бородой и усами, поп и мент), но главное «Бородач», который самоотверженно косил под тупого, разоблачая своего зрителя, вынимая «понять и простить». Самая контактная картина года. Пожалуй, это ощущение контакта особенно важно, когда живешь — словно катишься в надутом воздушном шаре. Каждый в своей оболочке иллюзий мягкой и прочной. Продолжайте движение.

Коммивояжер
Бок-о-бок
Шерлок Кино ТВ
Де Ниро для ИНОГОКИНО
Лендок
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»