18+
17 ИЮНЯ, 2014 // Фестивали

Что будут снимать завтра? Топ-5 питчинга «Кинотавра»

Ольга Касьянова выбрала пять самых интересных проектов из тех, что были представлены на питчинге недавнего «Кинотавра». Что готовит российскому кино завтрашний день?

Последние годы сочинский фестиваль исправно исполняет функцию трамплина для дебютантов: «Кинотавр» не только охотно берет в программу новичков, но и с букмекерским интересом следит за конкурсом короткого метра, потому что его победители все чаще возвращаются в Зимний театр с полнометражными картинами. Еще один инструмент — питчинг, на котором в Сочи судействуют и раздают отеческие советы кинопродюсеры Александр Роднянский, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, а также представители больших телесетей и кинокомпаний — Игорь Мишин (ТНТ), Сергей Шумаков (ВГТРК) и Вадим Смирнов (Двадцатый век Фокс СНГ). Два фильма из основного конкурса «Кинотавра-2014» — «Комбинат „Надежда“» и «Как меня зовут» — начинались именно на местном питчинге. Мы отобрали пять наиболее интересных проектов, представленных в этом году. Вскоре их воплотят на экране. Все как один — актуальные, острые, но примиряюще гуманистические.

 

«Коробка»

Продюсер: Елена Гликман

Автор сценария и режиссер: Эдуард Бордуков

Елена Гликман второй год подряд побеждает на питчинге в категории игрового кино. Ее прошлогодний проект, фильм «Чайки», сейчас уже находится на стадии монтажа. Нынешний победитель — молодежная спортивная драма «Коробка». Сценарий написан дебютантом Эдуардом Бордуковым, в прошлом профессиональным бегуном. Скорей всего, именно он будет и постановщиком фильма. Сюжет крутится вокруг борьбы двух агрессивных дворовых компаний — русской и кавказкой — за футбольную коробку. Подростки устраивают турнир, который привлекает внимание соседской общественности, скинхедов и тренера молодежного футбольного клуба. Как ни странно, спорт и дружба побеждают, Россия спасена, скины уходят, но в целом коллизия не выглядит такой уж искусственной. Обещают сцены матчей в стиле «Каждого воскресенья» Оливера Стоуна и урбанистическую поэзию вместо серых новостроек. Визуальными ориентирами по неспортивной части называют «Город бога» и «Миллионера из трущоб». Хотят достучаться до сердца массового зрителя, примирив развлекательный и социальный форматы.

 

«Человек, который удивил всех»

Авторы сценария и режиссеры: Наташа Меркулова и Алексей Чупов

Еще одни прошлогодние триумфаторы, но уже на взрослой сцене, Меркулова и Чупов переходят от скорее-комедии («Интимные места») к скорее-драме: фильм рассказывает о суровом таежном егере, который из соли земли и негласного авторитета превращается в изгоя. Егерь узнает, что болен раком и что жить ему осталось два месяца. После стадии безуспешных походов по врачам и шаманам больного стали замечать гуляющим по ночам в женском платье. То, что с помощью смены пола он просто решил обмануть смерть, никому, конечно, не приходит в голову. Остракизм неизбежен. По словам авторов, это история не о латентной гомосексуальности, а о нетерпимости, которая рождается, когда люди не могут понять и истолковать какие-то события. Нагнетание и свинцовая беспросветность этому дуэту не свойственны, так что у истории будет светлая тональность, комедийные моменты, а лиричности повествованию добавит сибирский колорит, который Наташа Меркулова черпала из своих детских воспоминаний.

 

«Гора искушений»

Продюсер: Алексей Учитель

Режиссер: Аннар Аббасов

Автор сценария: Евгения Бурасова

Дебютант студии «Рок» Аннар Аббасов заставит своего героя, Алана, повторить опыт Иисуса Христа и сорок дней голодать в пустыне — причем утвержденный на главную роль Григорий Добрыгин (только что получивший приз в конкурсе короткого метра) согласился максимально близко подойти к опыту своего персонажа. Да и сам режиссер, изучая натуру и работая над сценарием другого дебютанта, Евгении Бурасовой, голодал в пещере на святой земле. «Гора искушений» повествует о духовных исканиях человека из российской мусульманской среды, который пережил личную трагедию: он потерял отца и сына. Тяжелые воспоминания об идеологических спорах с отцом и угасание сына составляют классическое для таких сюжетов флэшбек-обрамление. Хотя референсом служат картины «В диких условиях» и «127 часов», фильм обещает быть менее замкнутым и медитативным за счет нескольких колоритных героев, встречающихся Алану на его духовном пути.

 

«Петь»

Продюсер: Дорота Рошковска

Автор сценария и режиссер: Ольга Короткая

В категории «документальное кино» победил проект независимой польской компании Arkana Studio и молодого русского режиссера Ольги Короткой, на счету которой сейчас пять работ. Его героиня, Чодураа Тумат — единственная женщина в республике Тува, занимающаяся горловым пением. Традиционно эти самобытные медитативные практики разрешаются только мужчинам. Поющим женщинам предрекают бесплодие, разные несчастья, а их семьи клеймят позором. Чодураа еще в молодости выбрала одиночество и посвятила жизнь своему искусству. Теперь ей сорок, и она ездит по Туве в поисках учениц, чтобы передать свой опыт. В этой истории сразу несколько линий: выбор женщины между семьей и самореализацией, роль традиций в современном обществе и разделение на своих и чужих — если Чодураа не сможет найти последовательниц среди тувинских девушек, то, возможно, она решится передать искусство своего народа русским ученицам.

 

«Дневник Довженко»

Продюсер: Юлия Ильина

Автор сценария и режиссер: Игорь Малахов

Другой перспективный документальный проект — масштабная биография Александра Довженко, формально объединенная текстами из его дневников, которые режиссер завещал не трогать в течение 50 лет. Срок истек, архив открыт, а судьба большого, противоречивого художника, достигшего мировой славы и потерявшего все, включая родину, из-за доносов и политических перегибов, сейчас актуальна как никогда. Игорь Малахов собирается интервьюировать людей, знавших классика, и снимать довженковские места от Харькова и Воронежа до Самарканда и Комсомольска-на-Амуре.

Лопушанский
Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Austerlitz
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»