Фестивали

Гид по 40-му ММКФ: Что смотреть в конкурсе и помимо


Основная программа ММКФ-40

Фильм открытия: «Неаполь под пеленой» (Napoli Velata)

Реж. Ферзан Озпетек

 

 

«Неаполь» — триллер в живописных экстерьерах. Адриана встречает загадочного красивого мужчину «из другой лиги», они проводят ночь и назначают новую встречу. Вместо свидания Адриане придется идти на опознание тела, где полиция рассказывает, что ее собственное тело попало на эротические снимки неизвестного вуайериста. Озпетек в 2012 году привозил на ММКФ «Присутствие великолепия» — получил приз зрительских симпатий. Новый фильм уже видел прокат, где симпатий особенно не снискал.

 

«12-й человек» (Den 12. Mann)

Реж. Харальд Цварт

 

 

Норвежско-голландский режиссер Цварт двадцать лет делает, где придется, средней руки жанровое кино — в Швецию он выписывал Марка Хэмилла для боевика «Хэмилтон», в Америку приезжал снимать калейдоскопическую «Ночь в баре Маккула», поздний эпигон «Криминального чтива», затем вписывался во франшизы — сиквел «Розовой пантеры», ремейк «Каратэ-пацана».

«12-й человек» уже не такое легкое кино: Цварт экранизировал историю героического Яна Балсруда, участника норвежского движения Сопротивления. Половину войны за ним гонялось гестапо, Балсруд постоянно сбегал. Кульминационным моментом, кажется, станет драматичная сцена ампутации девяти пальцев ног — так Балсруд спасался в горах от гангрены. В остальное время фильм выглядит обязанным не то «Дюнкерку», не то Верховену. В Норвегии его уже посмотрели, и встретили тепло.

 

«Год льва» (El Anno Del Leon)

Реж. Мерседес Лаборде

 

 

Режиссерский дебют аргентинки Мерседес Лаборде — ранее она трудилась разнорабочей в операторском цеху. Вполне аргентинская история об отношениях: Флавия жила с Леоном, он умер, откуда-то взялась его дочь от первого брака — теперь они пытаются выстроить отношения.

 

«Заблудшие» (Stray)

Реж. Дастин Финили

 

 

Новозеландец Финили 12 лет назад снял короткометражный «Снег», — его можно посмотреть выше — и сразу же попал в Канны. «Заблудшие» его первая полнометражная работа, и сказать о ней пока нечего, кроме того, что синопсис, история бывшего заключенного и пациентки лечебницы — выглядит этаким сочетанием Джереми Солнье или Шейна Каррута, но едва ли окажется хоть тем, хоть этим.

 

«Гаспар едет на свадьбу» (Gaspard Va Au Mariage)

Реж. Антони Кордье

 

 

Если вы успели расстроиться из-за того, что «Год Льва» оказался лишен льва, в комедийном «Гаспаре» представлен целый зверинец — он принадлежит отцу героя. Отец, впрочем, не Айболит, а эксцентричный бабник, который собирается в очередной раз жениться. Герой дома давно не был, приехать к отцу без девушки нельзя — засмеет. Гаспар договаривается со странненькой подружкой, чтобы подыграла. Третий фильм Кордье — и наверняка первый, о котором вам довелось услышать.

 

«Офелия» (Ophelia)

Реж. Клер Маккарти

 

 

Фильм ко времени — «Гамлет», пересказанный с перспективы Офелии. Премьера в Сандэнсе, интригующий состав: Клавдий — Клайв Оуэн, Гертруда — Наоми Уоттс, сама же Офелия знакома каждому по последним двум эпизодам «Звездных войн», где играет Рей. Авторы придумали симпатично чрезмерные декорации и костюмы, впрочем, по мнению критики, бунтарский настрой фильма дальше этого не протянулся. На IndieWire подытожили:

«В начале фильма закадровый голос Ридли обещает рассказать историю, которая наконец-таки прольет свет на то, кем же была Офелия — стремление, о котором фильм Маккарти забывает».

 

«Ричард спускается в ад» (Riccardo va all’inferno)

Реж. Роберта Торре

 

 

А вот фильм, который, скорее, задержался — ему бы выйти в нулевые: секс и наркотики в барочных декорациях и кислотных тонах. Большая и порочная итальянская семья выясняет отношения, роль Рикардо исполняет певец Массимо Раньери, который не так давно сыграл Пазолини (но не у Абеля Феррары). Выглядит всё это так, словно второстепенные герои «Джона Уика» вдруг запели.

 

«С пеной у рта» (Ar Putam Uz Lupam)

Реж. Янис Нордс

 

 

Еще один триллер в программе. История полицейского Дидзиса, который в результате аварии остался без ноги и занялся подготовкой служебных собак. Однажды он начинает подозревать жену в неверности. Собаки сходят с ума. Третий фильм латвийского режиссера Яниса Нордса. В 2013 году Нордс получил приз в Берлине и Лос-Анджелесе за предыдущую работу «Мама, я люблю тебя» — Латвия номинировала его на «Оскар».

 

«Халеф» (Halef)

Реж. Мурат Дюзгюноглу

 

 

Турецкая драма от режиссера фильма «Почему я не могу быть Тарковским?» Как и в «Солярисе», речь заходит о реинкарнации: главный герой Махир встречает в материнском доме незнакомца — тот представляется именем давно погибшего старшего брата. В трейлере герои в рапиде бросаются фруктами. Неспроста фигурирует колодец.

 

«Ночной бог»

Реж. Адильхан Ержанов

 

 

Спекулировать насчет того, каким окажется новый фильм Ержанова, не хочется — прочитайте лучше наше интервью с режиссером или рецензию на «Хозяев» 2014 года.

 

«Гнев» (Raiva)

Реж. Сержиу Трефо

 

 

Португальский документалист Трефу — человек насмотренный. «Гнев» начинается почти как ода неореализму, но слишком контрастное Ч/Б сразу должно насторожить зрителя, и не зря — сюжет приходит к неравному противостоянию героя-одиночки и армейцев, то есть, оборачивается едва ли не «Соломенными псами» Пекинпы.

 

«Ню» (Nu)

Реж. Ян Гэ

 

 

30-летняя Ян Гэ — выпускница режиссерской мастерской Сергея Соловьева, актриса «Гоголь-центра» и участница проекта «Голос», кажется, делает двадцать вещей одновременно. Свой дебют она снимала помимо прочих дел партизанским методом и без бюджета, выступая в нескольких ипостасях — от актрисы до художницы. Фильм рассказывает о девушке из Китая, которая оказалась в поисках любви в Москве.

 

Спитак

Реж. Александр Котт

 

 

Включение в последнюю минуту: об участии «Спитака» в конкурсе стало известно на следующий день после объявления каннской программы — оставим конспирологам простор для рассуждений, случайно ли. «Спитак» посвящен страшному землетрясению 1988 года, которое унесло жизни 25 тысяч человек и оставило сотни тысяч без крова. Фильм-катастрофу создатели называют «реквиемом». Ранее в прессе сообщалось, что премьера фильма должна состояться на телеканале «Россия».

 

Программа «8 1/2 фильмов»

«Время дьявола» (Ang panahon ng halimaw)

Реж. Лав Диас

 

 

О нем мы уже писали в гиде по Берлинале-2018.

«Лав Диас снял смертельную рок-оперу, черно-белый антимюзикл о гражданской войне. В 2016-м он уже побеждал в Берлине с восьмичасовой “Колыбельной скорбной тайне”. Новый фильм в два раза короче. Всего 4 часа».

 

«Радуга» (Una questione privata)

Реж. Паоло Тавиани

 

 

Историческая драма братьев Тавиани — любовный треугольник, Вторая мировая война, итальянские партизаны и идиллическое итальянское лето.

 

«Птицы поют в Кигали» (Ptaki śpiewają w Kigali)

Реж. Иоанна Кос-Краузе, Кшиштоф Краузе

 

 

Эссе на тему геноцида и о возможности повторно войти в одну и ту же реку. Польский орнитолог неудачно приезжает в Африку — в самый разгар войны между хуту и тутси. Ученая делает благое дело, спасает девушку и увозит ее с собой в Польшу. Однако годы спустя девушка захочет вернуться.

 

«Нина» (Nina)

Реж. Ольга Шайдас

 

 

Фильм-дебют Ольги Шайдас попал в Торонто и Роттердам — там его увидела Елена Плахова и написала для нас.

«В “Нину”, снятую в приглушенной гамме, со сверхкрупными планами и скачущим, часто размытым изображением, входишь не без сопротивления: даже Ларс фон Триер “догматического” периода отдыхает. Но именно такая изобразительная манера адекватно передает смятение, в котором пребывает героиня, а игра Юлии Киевской, равно как ее партнерши Элизы Рыцембель, довершает список профессиональных достоинств фильма».

 

«Между рядами» (In den Gängen)

Реж. Томас Стубер

 

 

Еще один фильм, добравшийся до Москвы через Берлин:

«Нежная история любви, в которой участвуют работники типового супермаркета. Он на погрузчике, она — в кондитерском. Есть еще друг из алкогольного».

 

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» (Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot)

Реж. Филип Гренинг

 

 

Про один из главных фильмов Берлинале-2018 мы тоже писали — можно просто перечитать нашу рецензию:

«“Моего брата зовут Роберт” — это фильм-эксперимент, состоящий из серии длительностей, организованных специфической монтажной пунктуацией. Уже узнаваемый гренинговский ритм, разбивающий естественность восприятия чередованием реалистического действия, “завороженных” медитативных планов, кадров предельно тактильных и наоборот остраняющих».

 

Список фильмов программы «Мастера»

«Непослушание» (Disobedience)

Реж. Себастьян Лелио

 

 

Чилиец Себастьян Лелио, буквально только что получивший «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, уже выпустил свой первый англоязычный проект (и готовит к выходу второй — ремейк собственной картины «Глория»).

В центре повествования вновь женщина на изломе. «Непослушание» рассказывает историю молодой девушки по имени Ронит, которой приходится вернуться в ортодоксальную еврейскую общину в Северном Лондоне, откуда она сбежала некоторое время назад в результате интимных отношений с близкой подругой детства. Возвращение домой ожидаемо пробуждает у Ронит и ее подруги чувства, которые уже казались умершими.

 

«55 ступеней» (55 steps)

Реж. Билле Аугуст

 

 

Хелена Бонэм-Картер и Хиллари Суонк в картине двукратного победителя Канн Билле Аугуста — уже интрига. Фильм основан на реальных событиях и 55 ступеней, вынесенных в название — это не название какой-нибудь программы реабилитации или религиозного ордена, нет; это буквальные 55 ступеней перед входом в суд, которые с большим трудом приходится преодолевать героине Бонэм-Картер. Она играет женщину, больную шизофренией и судящуюся со своими врачами — те давали ей слишком большие дозы медикаментов. Дело она, конечно, выиграет (по крайней мере, в жизни), но финал фильма все равно окажется горьким.

Бонэм-Картер в своем заслуженном типаже странной дамы, Хиллари Суонк — боевитый адвокат; волнующий дуэт.

 

«В поисках праздника» (The Leisure Seeker)

Реж. Паоло Вирци

 

 

Скорострельный итальянский режиссер Паоло Вирци снял комедию на страшную тему — примерно о том же была «Любовь» Ханеке. История двух пожилых супругов, чья жизнь подходит к концу из-за неизлечимых заболеваний — и они решают сбежать ото всех, посетив перед смертью дорогие сердцу места и побыв напоследок вместе. В главных ролях — Дональд Сазерленд (он играет преподавателя английского языка и литературы, выражается это в постоянном цитировании Хемингуэя и Германа Мелвилла) и Хелен Миррен. Герой Сазерленда страдает старческой деменцией, персонаж Миррен тоже больна, но таблетки стаканом виски запивает не от забывчивости.

 

«Сладостный край» (Sweet Country)

Реж. Уорвик Торнтон

 

 

Уорвик Торнтон — австралийский режиссер-документалист, который 9 лет назад триумфально ворвался в художественное кино, получив за свой дебютный фильм «Золотую камеру» Каннского фестиваля. Его новая картина уже была показана на последнем Венецианском кинофестивале. Это лихо закрученная ретро-история о том, как австралийский фермер-абориген случайно убивает белого человека, а после этого вместе со своей женой подается в бега.

 

«Первая реформатская церковь» (First Reformed)

Реж. Пол Шредер

 

 

Пол Шредер снял фильм об армейском священнике (его играет Итан Хоук), который настоял на том, чтобы сын отправился служить в армию. Верный сын послушал отца — и погиб на войне. А отец теперь управляет церковью в какой-то американской глубинке, и ведет дневник. Случайное знакомство с семейной парой открывает ему глаза на коррупционный сговор крупных корпораций — борьба с ними приведет главного героя туда, куда он и не планировал попасть.

Кажется, что в этом фильме Шредер решил порезвиться вволю и собрать вместе всё любимое, от оммажей Роберу Брессону, Дрейеру и Одзу до ходов, уместных в бульварном триллере категории B. По его признанию, на фильм его вдохновила «Ида» Павла Павликовского.

 

«Явление» (L’Apparition)

Реж. Ксавье Джанноли

 

 

Ксавье Джанноли уже который год ходит около главных наград Канн и Венеции, но пока ему не везет. В новом фильме сюжет строится вокруг девушки из французской глубинки, которая утверждает, что узрела Деву Марию. В провинцию несутся паломники, а вслед за ними дотошный журналист-зануда, планирующий докопаться до правды. Впрочем, в итоге правда его не так уж и интересует.

 

«Молитва» (La prière)

Реж. Седрик Кан

 

 

Фильм Седрика Кана участвовал в Берлинале-2018 и о нем можно прочесть в нашем гиде по фестивалю:

«Юный Тома присоединяется к коммуне бывших наркоманов, чтобы перебороть собственную зависимость. Его ждут изнуряющий труд, строгий распорядок дня, коллективные трапезы и внезапное пробуждение искренней веры, а зрителей — фантастической красоты пейзажи».

 

«Звонок отцу»

Реж. Серик Апрымов

 

 

Мрачная казахская драма: 1990-е годы, глубинка, пьющий отец, страдающая жена, больной ребенок, которого не берут в школу, нищета, болезни, безысходность. Казахская новая волна в лучшем виде.

 

«Лежебока» (Gli sdraiati)

Реж. Франческа Аркибуджи

 

 

Франческа Аркибуджи в первый раз привезла свой фильм (с Мастроянни в главной роли) на Московский фестиваль еще в далеком 1991 году. С тех пор в ее фестивальной жизни было много всего, в том числе и участие в каннской программе «Особый взгляд». В Москву в этот раз она привезла экранизацию бестселлера Микеле Серра «Лежебока». В центре сюжета — сложные отношения успешного журналиста с сыном-подростком.

 

Список фильмов программы «Спектр»

«Солдаты. История из Ферментари» (Soldatii. Poveste din Ferentari)

Реж. Ивана Младенович

 

 

Хит последнего фестиваля Сан-Себастьян: сюрреалистичная история любви двух мужчин, которые кажутся ни в чем не подходящими друг другу. Любви препятствует происхождение, родственники, да что там — сам район Бухареста, в котором живут герои, не способствует проявлению чувств.

 

«Выходной» (Holiday)

Реж. Изабелла Эклеф

 

 

Мрачнейший дебютный фильм датского режиссера Изабеллы Эклёф. Саша взята в плен жестоким и безжалостным преступником, который постоянно насилует, бьет и истязает ее. Центральная сцена изнасилования и вовсе напомнила критикам на Сандэнсе о «Необратимости».

 

«Земля» (Land)

Реж. Бабак Джалали

 

 

Пейзаж, словно явленный из вестернов Серджио Леоне — пустыня вокруг индейской резервации. В этом пыльном пространстве есть одна семья, которая борется за себя и свое существование.

 

Фильм закрытия (вне конкурса)

Идентификация (Identity)

Реж. Сэмэюль Тивьерж

 

 

Закрывает фестиваль канадский триллер Сэмюэля Тивьержа, где Тивьерж также играет главную роль, а рядом с ним — Сами Насери из французского киносериала «Такси». Актер также приедет на фестиваль и возглавит жюри короткого метра. Тивьерж играет молодого Кристофера, которого обуяла нажива и привела к мошеннической жизни. Насери исполнил роль бывалого афериста Роже.

 

Оценивать работы конкурсантов будут режиссеры Анна Меликян и Лян Цяо, актер Джон Сэвидж, актриса Настасья Кински. Возглавит жюри итальянский продюсер Паоло Дель Брокко.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: