18+
17 АПРЕЛЯ, 2014 // Фестивали

Долан/Годар: Что покажут в Каннах?

17 апреля объявили программу Каннского кинофестиваля, «Сеанс» рассказывает о конкурсе и некоторых картинах внеконкурсной программы.

Конкурс

 

«Левиафан». Реж. Андрей Звягинцев

Четвертый полнометражный фильм Андрея Звягинцева (и второй в каннском конкурсе) «Левиафан» — тот самый засекреченный проект с остовом мертвого кита на картинках. Снимали за Полярным кругом, играют Алесей Серебряков, Владимир Вдовиченков и Елена Лядова, оператор — Кричман, продюсер — Роднянский, музыка — Филип Гласс, хронометраж — почти два с половиной часа. Верим в Левиафана, болеем за Россию!

 

«Два дня, одна ночь» (Deux jours, une nuit). Реж. Жан-Пьер и Люк Дарденны

Первый с 2011 года фильм дважды лауреатов Золотой пальмовой ветви. Предполагается, что это будет шаг на территорию мейнстрима. Марион Котийяр играет женщину, которая пытается сохранить работу: для этого ей надо за два выходных дня убедить коллег отказаться от своих бонусов. Кроме Котийяр в картине снялся Оливье Гурме, фактически открытый Дарденнами в «Обещании» и получивший за «Сына» каннский приз за лучшую мужскую роль.

 

«Дикие истории» (Relatos Salvajes). Реж. Дамиан Шифрон

Судя по трейлеру, фильм аргентинского режиссера Шифрона, снятый при поддержке студии Педро Альмадовара, — это южный барочный убер-глянец в традициях Соррентино. Жанр — трагикомедия, структура — несколько историй из современной жизни в духе Олтмана, в главной роли — Леонардо Сбаралья, актер, известный по картине «Интакто».

 

«Тимбукту» (Timbuktu). Реж. Абдеррахман Сиссако

Сиссако вырос в Мали, в конце 1980-х учился во ВГИКе (в документальном фильме «Ростов-Луанда» он вспоминает о юности африканских студентов-идеалистов в России). Его «Бамако» (2006), снятый при поддержке Франции, считается одним из главных шедевров африканского кинематографа. «Тимбукту» (как многие фильмы африканских авторов) снова финансировали французы, он снят в Сахаре, в основе сюжета — захват одноименного города джихадистами.

 

«Зильс-Мария» (Sils Maria). Реж. Оливье Ассаяс

Фильм режиссера Ассаяса, регулярно попадающего в каннский конкурс по национальной разнарядке: Жюльет Бинош (и ее одной, в принципе, уже достаточно) играет заслуженную артистку, Кристен Стюарт — ее верную помощницу, а Хлоя Морец — старлетку, которая заново сыграла роль, которая некогда сделала стареющую звезду знаменитой.

 

«Сен Лоран» (Saint Lauren). Реж. Бертран Бонелло

Байопик Ив-Сен Лорана снял режиссер, воспринимающий историю как поток, из которого можно выхватывать необходимое и расставлять в произвольном порядке: в его «Аполлонидах» (в отечественном прокате — «Дом терпимости») публичный дом конца XIX века наполняет психоделический рок из середины XX, а проститутки в финале выходят на улицы современного мегаполиса. Знаменитого модельера сыграл Гаспар Ульель, его музу — неизбежная Леа Сейду, в одной из ролей — глубоко погребенный в истории кинематографа прошлого века и извлеченный на свет Хельмут Бергер. Действие фильма охватывает период с 1965 по 1975 годы, когда Сен Лоран создал Русскую коллекцию (которая, надо сказать, выглядит вполне в духе «Аполлонид»).

 

«Зимний сон» (Kis uykusu). Нури Бильге Джейлан

Еще один случай в Анатолии, снова кино про людей — мужчину и женщин. В 2011-м Джейлан (для которого это шестой фильм в каннском конкурсе) проиграл Терренсу Малику, и хочется верить, что на этот раз он получит что-то посерьезнее дурацкого гран-при, про который через месяц уже никто не вспомнит.

 

«Мама» (Mommy). Реж. Ксавье Долан

Главный каннский вундеркинд XXI века в прошлом году вильнул с «Томом на ферме» в Венецианский конкурс, и вот результат — он больше не малыш, его пятый полнометражный фильм, наконец, претендует на Золотую пальму. Судя по синопсису новой картины, Долан по-прежнему отравлен Хичкоком: вдова, мать агрессивного подростка, знакомится с соседкой, загадочной женщиной, которая изменит ее жизнь.

 

«Пленница» (The Captive). Реж. Атом Эгоян

Триллер, ранее известный как «Королева ночи»: герой Райана Рейнолдса отправляется за мороженым для дочери, а когда возвращается, ее на заднем сидении машины уже нет — спустя семь лет ему начинает казаться, что девочка может быть жива.

 

«Слова, прощайте!» (Adieu au langage). Реж. Жан-Люк Годар

Игровой фильм про замужнюю женщину и одинокого мужчину. Еще один эксперимент Годара в 3D, после небрежного эскиза в прошлогоднем альманахе «3X3D» (забавно, что формат по-настоящему увлекает только маркетологов и очень пожилых авторов — от Херцога до Бертолуччи). В трейлере — тягучее время, обнаженное тело, философские разговоры и едкая годаровская ирония.

 

«Поиск» (The Search). Реж. Мишель Хазанавичус

Три года назад «Артист» Хазанавичуса был экстренно включен в конкурс уже накануне фестиваля, принес приз исполнителю главной роли Жану Дюжардану и вывел на массовый рынок синефильскую ностальгию по черно-белому, немому и старому. Новый фильм — мужественный разворот режиссера от того, на чем бесконечно долго можно было бы спекулировать. Без отсылок к золотому веку кино, впрочем, не обошлось: «Поиск» — ремейк одноименного фильма Фреда Циммермана, действие которого перенесено из разрушенной послевоенной Германии в Чечню: главная героиня (Беренис Бежо) работает в НКО (да, да, именно там) и во время войны на Кавказе знакомится с местным мальчиком. Большая часть фильма снималась в Грузии в обстановке повышенной секретности.

 

«Тихая вода» (Futatsume no Mado). Реж. Наоми Кавасе

Кавасе — один из регулярных агентов современного японского арт-кино в Каннах (она первая из своих соотечественников получила в Каннах Золотую камеру). Новый фильм снят на острове в Южно-Китайском море (кажется, буйную зелень «Леса скорби» сменяет здесь морская синева). Главные герои — подростки, которые в дни августовского полнолуния находят на берегу тело и при помощи мудрых взрослых пытаются постигнуть тайны жизни и смерти.

 

Мистер Тернер (Mr Turner). Реж. Майк Ли

В этом году в каннском конкурсе оказались два британских классика — Кен Лоуч и Майк Ли, который снова снимает в главной роли своего любимого Тимоти Сполла (помимо прочего — Питер Петтигрю из «Гарри Поттера»). Его герой — знаменитый художник Уильям Тернер, тот самый, у которого на всех картинах по центру всегда есть большое желтое пятно.

 

«Зал Джимми» (Jimmy’s Hall). Реж. Кен Лоуч

Лоуч не часто обращается к ретро, но именно за костюмный фильм — за «Ветер, который качает вереск» (2006) — на пороге своего 70-летия он впервые получил Золотую пальмовую ветвь. Теперь Лоучу почти 78, и «Зал Джимми» должен стать его последней полнометражной игровой картиной (закончить ее режиссеру неожиданно помогла студия Pixar); главный герой фильма — коммунист Джимми, который в начале 1930-х годов возвращается из Нью-Йорка в родную Ирландию и открывает в глухой деревне танцевальный клуб.

 

«Охотник на лис» (Foxcatcher). Реж. Беннет Миллер

Беннет Миллер снял «Маниболл» с Брэдом Питтом (в нашем прокате — «Человек, который изменил все») и «Капоте» с Филипом Сеймуром Хоффманом. «Охотник на лис» — адаптация громкой криминальной истории из девяностых: пожилой миллионер Джон Дюпон в своем поместье убил олимпийского чемпиона по вольной борьбе Дэйва Шульца и двое суток сопротивлялся полиции. Убийцу играет Стив Каррел, его жертву — Марк Руффало, но главный герой, кажется, не он, а его брат, Марк, тоже борец и чемпион, сыгранный Ченнингом Татумом.

 

«Местный» (The Homesman). Реж. Томми Ли Джонс

В 2005-м голливудский актер блестяще дебютировал в режиссуре картиной «Трое похорон Мелькиадеса Эстрады» (и сразу попал в каннский конкурс), на этот раз он экранизирует роман современного американского классика Глендона Свортаута (по его прозе ставили фильмы Стэнли Крамер и Дон Сигел). Время действия — позапрошлый век, главная героиня (Хилари Суонк), пионерка Дикого Запада, этапирует трех сумасшедших женщин из Небраски в Айову (одну из них играет Мэрил Стрип).

 

«Чудо» (Le meraviglia). Реж. Аличе Рорвакер

В 2011-м Рорвакер, молодая надежда итальянского кино, участвовала в каннском «Двухнедельнике режиссеров» со своим дебютным фильмом «Небесное тело» и претендовала на Золотую Камеру. Новый фильм, как и первый, про девочку, 14-летнюю Джельсомину, которая живет в умбрийской глуши со своей странноватой семейкой (в одной из ролей — Моника Белуччи).

 

«Звездная карта» (Map to the Stars). Реж. Дэвид Кроненберг

Пятый фильм Кроненберга в каннском конкурсе (ноль «пальм»), мрачная комедия про Голливуд и звездную пыль, с Роберотом Патинсоном, Мией Васиковска и Джулианной Мур.

 

 

Вне основного конкурса

 

«Майдан». Реж. Сергей Лозница. Спецпоказ

Из-за украинских событий Лозница отложил подготовку к работе над игровой картиной о Бабьем Яре и вернулся в строй документалистов: в декабре, «в романтический период Майдана» он приехал в Киев без бюджета и планов, прихватив только камеру и звукорежиссера.

 

«Турист» (Tourist). Реж. Рубен Эстлунд. Программа «Особый взгляд»

Режиссер из Гетеборга, автор анархической почти комедии «Добровольно-принудительно» и провокационной «Игры», впервые снимает фильм с линейным сюжетом, не состоящий из разрозненных эпизодов. Главный герой отдыхает с семьей в французских Альпах, где в результате природного катаклизма открывает в себе нечто совершенно непонятное и неприятное.

 

«Пойми меня, если сможешь» (Incompresa). Реж. Азия Ардженто. Программа «Особый взгляд»

Почти через пятнадцать лет после своего режиссерского дебюта, «Пурпурной дивы», дочь своего отца Азия Ардженто, кажется, сняла автобиографию: главной героине фильма 9 лет, действие происходит в 1984 году, другие герои названы в титрах: Мать (Шарлотта Гейнсбур) и Отец (Габриэль Гарко)

 

«Без названия» (Sin Titulo). Реж. Лисандро Алонсо. Программа «Особый взгляд»

Аргентинский пионер нового медленного кино уже принимал участие в «Особом взгляде» со своим первым фильмом «Свобода» (2001); в нулевые он двигался в форватере Оливье Пера, программного директора сначала «Двухнедельника режиссеров», а потом (недолго) фестиваля в Локарно. В новом фильме отец и дочь едут из Дании в таинственную пустыню, и это кино снова очень медленное.

 

«Синяя комната» (La chamber bleue) Реж. Матье Амальрик. Программа «Особый взгляд»

Новая режиссерская работа актера Амальрика (перед ней было довольно успешное «Турне») — экранизация детектива Сименона про супружескую измену, которая — шаг за шагом — приводит к катастрофе; в главной роли режиссер снова снял себя.

 

«Потерянная река» (Lost River). Реж. Райан Гослинг. Программа «Особый взгляд»

Режиссерский дебют Гослинга, ранее известный под названием «Как поймать монстра» — один из немногочисленных претендентов на «Золотую камеру-2014». Судя по скупой информации, это мрачная сказка, даже нео-нуар: подросток находит путь в подземный мир; в тирах — Сирша Ронан в роли Крысы и Ева Мендес в роли Кисы.

 

«Безумная любовь» (Amour Fou) Реж. Джессика Хаузнер. Программа «Особый взгляд»

Целых пять лет после феноменального «Лурда», и Джессика Хаузнер возвращается с картиной про поэта-самоубийцу Генриха фон Клейста и больную раком Генриетту Фогель, которая составила ему компанию на тот свет.

 

«Соль земли» (The Salt of The Earth). Реж. Вим Вендерс и Х.Р. Сальгадо. Программа «Особый взгляд»

В последние годы каждый из игровых фильмов Вендерса в Каннах оказывался катастрофой (после провала «Съемок в Палермо» Джованна Меццаджорно так расстроилась, что не вышла к журналистам). На этот раз в «Особом взгляде» покажут документальный фильм — про легендарного бразильского фотографа Себастьяно Сальгадо, снятый совместно с его сыном, Хулиано Рибейро Салгадо.

 

«Элеанор Ригби» (Eleanor Rigby). Реж. Нед Бенсон. Программа «Особый взгляд»

Фильм, ранее имевший название «Исчезновение Элеанор Ригби», имеет к песне «Битлз» косвенное отношение: просто родители главной героини взрослели в 1960-е. Джессика Честейн и Джеймс МакЭвой играют супругов, потерявших ребенка и по-разному переживающих удар судьбы. Изначально предполагалось, что будет два фильма — «Он» и «Она», два взгляда на одни и те же события. Но американские прокатчики картины — братья Вайнштейн, издревле не позволявшие раздувать хронометраж, поэтому сегодня уже известно, что фильм длится не 190 (как в проекте), а 119 минут.

 

«Ксения» (Xenia). Реж. Панос Кутрас

Слабые отзвуки греческой новой волны конца нулевых: в 2009-м Кутрас инвертировал античный миф, сняв довольно мутный фильм «Стрелла» (бывший зэк заводит роман с проституткой-транссексуалом, а ближе к финалу узнает в нем/ней собственного сына). Среди работ режиссера также имеется пародийный сай-фай «Нападение гигантской муссаки» (1999). Герои нового фильма — братья-подростки, которые после смерти матери отправляются на поиски отца, и, кажется, здесь тоже не обойдется без гомоинцеста («Ксения» — не имя женщины, но название заброшенного отеля).

 

«Люди-птицы» (Bird People) Реж. Паскаль Ферран. Программа «Особый взгляд»

Паскаль Ферран сняла в 2006-м любопытную версию «Леди Чаттерлей», герой нового фильма — американский программист, который останавливается в отеле рядом с аэропортом в Руасси и принимает решение радикально изменить свою жизнь.

 

«Страна Чарли» (Charley’s Country) Реж. Рольф де Хир. Программа «Особый взгляд»

Де Хир, голландец, работающий в Австралии, в 1993-м снял «Непослушного Бабби» — один из самых жутких предапокалиптических фильмов девяностых. В нулевые у режиссера было несколько интересных полнометражных картин: «Проект Александры» (2003) — триллер про женщину, которая записала мужу кассету на день рождения, и просмотр превратился для него в пытку; «Доктор Плонк» (2007) — черно-белая немая комедия про ученого, который из 1901-го года попадает в наши дни; «Десять каноэ» (2009) — бурлеск про австралийских аборигенов. «Страна Чарли» завершает «аборигенскую» трилогию: Дэвид Галпилил, исполнитель роли сварливого Чарли, на территорию которого претендуют чужаки, происходит из северо-восточного племени и уже играл у де Хира в «Каноэ» и в «Преследователе» (2002).

 

«Красная армия» (Red Army). Реж. Гейб Польски. Специальный показ

«Легенда № 17», взгляд с другой стороны океана: сын эмигрантов из СССР снял документальный фильм о советском хоккее во времена Холодной войны. Прежде Гейб вместе с братом заведовал собственным актерским агентством, работал у Херцога на «Плохом лейтенанте», и Херцог же помог ему с запуском фильма, «непохожего на обычное спортивное кино».

 

«Спасение» (The Salvation). Реж. Кристиан Левринг. Ночные показы

Левринг — один из последователей датской «Догмы», в 2000-м году он по всем правилам манифеста снял в африканской пустыне картину «Король жив» (по Шекспиру), получил сертификат #4, после чего движение стало постепенно сходить на нет. «Спасение» — история мести в американских прериях конца XIX века, в ролях — Мадс Микклсен, Эва Грин и футболист/актер Эрик Кантона.

 

«Бродяга» (Rover). Реж. Дэвид Мишо. Ночные показы

Сверхожидаемая антиутопия с Робертом Паттинсоном и Гаем Пирсом; действие происходит в недалеком будущем в австралийской пустыне.

Музеон
Джармуш
Пионер
FutureShorts
ВДНХ
Петербургская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»