18+
28 ЯНВАРЯ, 2015 // Фестивали

Берлин-2015: что будет?

Через неделю начнется Берлинский кинофестиваль. «Сеанс» прочитал окончательный список участников и взял некоторые фильмы на карандаш, расположив их по алфавиту.

«14+» (Андрей Зайцев, Generation)

История первой любви в эпоху социальных сетей: девочку из соседней школы можно найти и рассмотреть в интернете, но чтобы ее потрогать все равно придется набраться решимости и сделать шаг. Как и всё новейшее русское кино, фильм сделан аккуратно, на бытовом уровне убедительно (ни диалоги, ни детали не режут глаз). Но, как бы ни хитрил режиссер на протяжении всей картины, в финале становится понятно: это кино о первой любви снято с точки зрения родителя, не подростка.

 

«Всё будет хорошо» / Every Thing Will Be Fine (Вим Вендерс, вне конкурса)

Новый фильм Вима Вендерса, от названия которого веет Дмитрием Астраханом, — двухчасовая драма о комплексе вины и прощении, а также второй фильм в 3D у режиссера, видимо, всерьез решившего оспорить монополию блокбастеров и авангарда на стереоформат. Ведущие партии исполняют любимец публики Джеймс Франко (писатель, случайно сбивший ребенка) и Шарлотта Генсбур (мать погибшего мальчика); действие длится 12 лет.

 

«Годами» / Über die Jahre (Николаус Гейрхальтер, Forum)

Трехчасовой документальный эпос от создателя фундаментальной ленты о том, как делают еду («Хлеб наш насущный»). Гейрхальтер работал над своим фильмом около десяти лет. И то, что в начале кажется просто документацией текущего состояния пост-индустриальной Европы («смерть рабочего»), оказывается просто фильмом о человеке и частной жизни, какой она стала в Австрии начала XXI века.

 

«Жизнь» / Life (Антон Корбайн, Gala Special)

История знакомства и последующей дружбы актера Джеймса Дина и фотографа журнала Life Денниса Стока, сделавшего иконическую серию фотографий бунтаря в пальто и без. Дина играет главная молодая звезда нынешней Америки Дэйн Дехаан, Стока — Роберт Паттинсон, а продюсера Джека Уорнера — Бен Кингсли. Ждем от Life добротного атмосферного кино о середине 50-х. Корбайну сам бог велел снимать о фотографах.

 

«Запретная комната» / The Forbidden Room (Гай Мэддин, Эван Джонсон, Forum)

Фильм, в котором фигурируют авиакатастрофа с участием дирижаблей, мыслящий вулкан и лоботомия на Удо Кире, вряд ли может не быть увлекательным, а если это работа неутомимого гика-визионера Гая Мэддина, то он обязан быть восхитительным. Как обычно бывает у автора, картина стилизована под некое старое кино, в частности немое, но обращается с приемами вольно, а по размаху фантазии, видимо, превосходит даже самые дикие видения немецких экспрессионистов и самые абсурдные голливудские трэш-хорроры. Первые рецензии на «Запретную комнату» с «Санденса» злоупотребляют словом «безумный» и уверенно сравнивают картину с эффектом от ЛСД.

 

«Зелень снова зацветет» / Torneranno i prati (Эрмано Ольми, Gala Special)

Гуманистический фильм трудолюбивого итальянского классика, сделанный к столетию Первой мировой на сюжет «на северном фронте без перемен». Молчаливая хроника одной ночи на передовой в заснеженных Альпах сообщает (если верить отзывам из Италии, где картина уже прошла в прокате) давно известную, но почему-то до сих пор не всем понятную истину: война отвратительна.

 

«Золушка» / Cinderella (Кеннет Брана, вне конкурса)

В прошлом году в Берлине показывали новую версию «Красавицы и чудовища», в этом — другая сказка. Тоже пышная, тоже максимально осовременненая, но в то же время привычно старомодная. Снимал диснеевскую «Золушку» Кеннет Брана, и хотя это, конечно, совсем не «Гамлет», но показать весь драматизм перерождения кучера в гуся, а Кейт Бланшетт — в злобную мачеху британец вполне способен. Уже в начале марта фильм выйдет в мировой, а затем и в российский прокат.

 

«Кино: Общественное дело» / Cinema: A Public Affair (Татьяна Брандруп, Forum)

Как стало известно на днях, одну из наград Берлинале получит Наум Клейман — почетный приз Berlinale Camera за вклад в кинематограф. В «Форуме» тем временем покажут спродюсированный в Германии фильм Татьяны Брандруп, задокументировавшей недавние события вокруг Музея кино, — что заодно стало поводом поговорить об общественной значимости кинематографа в России и не только.

 

«Клуб» / El Club (Пабло Ларраин)

Официальный синопсис темнит и намекает на какие-то большие спойлеры: достоверно понять из него можно только, что в центре сюжета находятся несколько священников и монашек, с неясными целями собравшихся в уединенном доме на океанском берегу; дальше непонятно, но это, кажется, что-то вроде детектива о католической церкви. Режиссер Пабло Ларраин известен критикой Пиночета и формальными изысками (его последний фильм «Нет» был снят на видеопленку): что касается первого, то тут диктатора в качестве мишени критики, кажется, сменило духовенство; со вторым — опять — пока неясно.

 

«Королева Земли» / Queen of Earth (Алекс Росс Перри, Forum)

Еще один пример малобюджетного американского триллера (продюсер, конечно, Джо Сванберг). В своем новом фильме, снятом стахановскими темпами (за сентябрь 2014 года), Алекс Росс Перри вновь (после «Послушай, Филип») задействует Элизабет Мосс, и, скорей всего, это не последняя их совместная работа: Мосс кажется идеальной исполнительницей для разговорного психологического кино, которое снимает Перри. Завязка сюжета «Королевы Земли» до ужаса проста: чтобы восстановить силы, две девушки уезжают в домик на берегу озера, а там…

 

«Королева пустыни» / Queen of the Desert (Вернер Херцог, основной конкурс)

Херцог отправляется в пустыню — где ему, как известно, самое место, — но в странной компании. Одна из главных интриг «Королевы пустыни» — как режиссер, чьи великие безумцы всегда были мужчинами, справится с женским персонажем. Гертруда Белл, которую играет Николь Кидман, сделала для Британской империи на Ближнем востоке больше, чем многие мужчины, но синопсис фильма пестрит подозрительными намеками на мелодраму, в чем Херцог раньше замечен не был. Другие участники актерского ансамбля — Дэмиен Льюис из сериала «Родина», Джеймс Франко (разумеется) и Роберт Паттинсон в роли не кого иного как Лоренса Аравийского. Так или иначе, поскольку мы говорим о Херцоге, всё это вызывает любопытство, а не скепсис.

 

«Курт Кобейн» / Cobain: Montage of Heck (Бретт Морген, Panorama)

Когда был Кобейн маленький…
Фильм Бретта Моргена — первая в своем роде документальная картина о главной звезде гранжа, одобренная семьей музыканта. Главное в ней — интервью родителей и Кортни Лав, домашние записи, архивы и дневники главного героя. То, что материалов было много, видно уже по хронометражу фильма — 132 минуты. Начинают с самого начала: даже не от рождения легенды, а со знакомства родителей. Продюсером картины выступила дочь Курта Кобейна Фрэнсис Бин Кобейн. Фильм сделан совместными усилиями HBO и Universal. Очевидно, мы не раз еще услышим о нем в этом году, хотя критики, видевшие картину на «Сандэнсе», уже ругают режиссера за весьма тенденциозное обращение с богатым материалом.

 

«Мистер Холмс»/ Mr. Holmes (Билл Кондон, вне конкурса)

Отполированный до гламурного блеска исполнением партии Гэндальфа во «Властелине колец», и «Хоббите», а также ролью Магнето в «Людях Икс» Йен МакКеллен возвращается в чуть более привычную для него среду обитания. 1947 год. Совсем постаревший и имевший несчастье наблюдать, как человечество посыпает себя атомной пылью в Японии, Шерлок Холмс доживает дни в родной Англии, выращивая пчел; однако ему не дает покоя нераскрытое дело, из-за которого он когда-то бросил занятия частным сыском. «Мистер Холмс», очевидно, кино спокойное, в полной мере построенное на нюансах актерской игры. С его режиссером Биллом Кондоном (несколько подпортившим себе репутацию «Пятой властью») МакКеллен уже работал на «Богах и монстрах». Что ж, будем надеятся, что и «Мистеру Холмсу» свойственно очарование того фильма. В любом случае, это большая гик-премьера Берлинале и большая прокатная надежда акул из Miramax.

 

«Никому не нужна ночь» / Nadie quiere la noche (Изабель Койшет, основной конкурс, фильм открытия)

Старательная испанская постановщица привезет в Берлин самый масштабный свой фильм — большой европейский копродакшн о любви в жестоких и эпичных гренландских льдах. В центре сюжета любовный треугольник: Жозефина Пири (Жюльет Бинош), эскимоска Аллака (Ринко Кикути) и арктический исследователь Роберт Пири (Гэбриэль Бирн), возвращения которого они вместе ждут. Кроме полярника ожидаются ледяные торосы, свирепые метели и божественные восходы, немного смущает только то, что Бинош иногда выходит на улицу без шапки.

 

«Перламутровая пуговица» / El botón de nácar (Патрисио Гусман, конкурс)

Важный чилийский документалист Патрисио Гусман прославился многочасовым циклом о пиночетовском госперевороте, и новый его фильм тоже не обойдется без экскурсов в историю страны. Однако в «Перламутровой пуговице» Гусман, как и в своем предыдущем киноэссе «Ностальгия по свету», избрал космический масштаб. Звезды, чилийские вулканы и ледники, Тихий океан — в этом фильме, как обещает глубокомысленный минутный тизер, всё связано со всем. Центральный образ — вода: как факт истории страны, вытянутой вдоль океана, как хранитель памяти, как источник жизни на Земле.

 

«Пионеры-герои» (Наталья Кудряшова, Panorama)

Возможно, первая в нашем кино попытка деконструкции вездесущего мифа «1976-82» — мифа о том, как здорово было быть пионером незадолго до того, как пионеры перевелись. Трое взрослых героев, подружившихся еще в школе, мыкаются в новой реальности, где нет места подвигу, а во флешбэках на них, аккуратно стилизованных советских детей, давит вся махина маразматической позднесоветской реальности.

 

«Под электрическими облаками» (Алексей Герман-мл., основной конкурс)

Российский делегат в основном конкурсе — на самом деле копродакшн России, Украины и Польши. Ничего более актуального в текущей политической обстановке придумать нельзя, хотя производство фильма началось еще три года назад, когда все происходящее сейчас можно было представить разве что в кошмарном сне.
Фильм представляет собой палимпсест из семи новелл. Это история о постсоветском ландшафте, рассказ из жизни страны, которой нет, каждый сюжет разворачивается в день первого снегопада на символической границе лета и зимы.

 

«Путешествие по пост-истории» / Viaggio nella dopo-storia (Венсан Дьетр, Forum)

Венсан Дьетр снял то ли оммаж, то ли ремейк «Путешествия в Италию» Росселини. Такая же пара на грани разрыва (только вместо мужчины и женщины, мужчина и мужчина), вроде бы те же места и похожие ситуации, и всё же Неаполь стал совсем другим за прошедшие 60 лет, да и люди тоже.

 

«Рыбий хвост» / Rabo de Peixe (Жуаким Пинту, Нуньо Леонель, Forum)

Пинту и Леонель перемонтировали материал телевизионного документального фильма снятого ими в далеком 1998 году в деревне Рыбий хвост на Азорах. С тех пор картину показали один раз и забыли. Теперь у них получился совершенно новый фильм об ушедшей эпохе — эссе о дружбе в идиллическом краю макрели и ручного труда.

 

«Рыцарь кубков» / Knight of Cups (Терренс Малик, основной конкурс)

Полтора года монтировал Терренс Малик свой фильм и наконец домонтировал (он теперь быстр). Название картины отсылает к картам таро. Среди значений карты «Рыцарь кубков» — «готовность влюбляться», «нарциссизм», а также «гармония и медитация»; всё это вполне подошло бы и предыдущему «К чуду», после которого многие пересмотрели свои отношения с Маликом.
Главную роль — голливудского сценариста Рика — в «Рыцаре» исполняет Кристиан Бэйл, на заднем плане мелькают Кейт Бланшетт, Натали Портман и Имоджен Путс; сама конструкция «Малик в Голливуде», конечно, заслуживает пристального внимания. В ролике помимо прочего замечены: закаты, рассветы, пляжи, голые женщины, розовый парик и свет в конце туннеля.

 

«Такси» / Taxi (Джафар Панахи, основной конкурс)

По Тегерану колесит желтое такси, водитель подбирает пассажиров и по пути к месту назначения ведет с ними разговоры; всё снимает камера телефона, установленного на приборную панель. Те, кто следит за творчеством Джафара Панахи, уже догадались, кто за рулем, — это, конечно, сам режиссер, который после судебного запрета на профессию и подписки о невыезде снял уже третий фильм, зависающий в неопределенном положении между игровым и документальным кино.

 

«Унесенные пулями» / Yi bu zhi yao (Цзянь Вэнь, основной конкурс)

Беспечное полотно о шикарной жизни Шанхая накануне многолетней китайской гражданской войны, написанное широкими яркими мазками а-ля Баз Лурман. Хулиганское название и звенящая атмосфера компьютерного кабаре обещают зрителям сравнительно легкое развлечение и отсылают к предыдущей картине Цзянь Вэня «Пусть летят пули». Планируется трилогия. В Китае картина совсем недавно вышла в прокат и собрала 80 миллионов долларов.

 

«Циклоп наблюдает небесные тела» / Cyclops Observes the Celestial Bodies (Кен Джейкобс, Forum Expanded)

В случае почтенного экспериментального режиссера Кена Джейкобса лучше всего просто процитировать синопсис его новой пятнадцатиминутной работы. «Циклопическое 3D — это наиболее объемное изображение, что можно увидеть одним глазом. Это означает, что показанная здесь небесная орда может только выглядеть так, будто скачет через пространство. Настоящий взгляд в перспективу придется отрицать — таков закон».

 

«Цзя Чжанкэ, человек из Фэньяна» / Jia Zhang-ke, um homem de Fenyang (Вальтер Саллес, Panorama)

Цзя Чжанкэ посещает локейшны своих фильмов и места, где он рос, а за ним с камерой наблюдает бразилец Вальтер Саллес, который когда-то начинал с документалистики и теперь снова решил к ней обратиться. «Сколько всего изменилось в Китае!» — удивляются оба.

 

«Чайки» (Элла Манжеева, Forum)

Один из первых — если вообще не первый — современный фильм, снятый в Калмыкии на местном материале. Режиссер — выпускница Высших курсов сценаристов и режиссеров — с отстраненной нежностью разглядывает родину, которую несколько лет назад покинула. В главной женской роли — жены рыбака-браконьера, пропавшего в рейсе — гипнотическая калмыкская красавица Евгения Манджиева, которую прежде можно было видеть на показах Jean Paul Gaultier и Alexander McQueen. Фильм тихий, сосредоточенный и наполненный внутренней энергией — Манжееву и Калмыкию можно поздравить с интересным дебютом.

 

«Эйзенштейн в Гуанахуато» / Eisenstein in Guanajuato (Питер Гринуэй, основной конкурс)

В 1930 году освобожденный от контрактных обязательств «Парамаунт» Сергей Эйзенштейн отправился в Гуанахуато снимать фильм «Да здравствует Мексика!», продюсером которого выступил Эптон Синклер. Однако, отсняв больше 30 часов материала, так и не смог поработать над картиной в монтажной. Об этом широко известном эпизоде из жизни советского классика и повествует картина Питера Гринуэя; роль режиссера исполнил финский актер Эльмер Бак. Особенно интересно будет посмотреть этот фильм в контексте недавних споров из-за сценария другого «эйзенштейновского» проекта британца.

 

«Эльзер» / Elser (Оливер Хиршбигель, основной конкурс)

Режиссер «Бункера» Оливер Хиршбигель вернулся на родину из-за океана и после продолжительного отсутствия в немецком кино вновь взялся за Третий рейх. «Эльзер», как и следует из названия, рассказывает о плотнике Георге Эльзере, совершившем в ноябре 1939 года неудачное покушение на Гитлера: взрывной механизм сработал позже, чем нужно. Впрочем, историю коммуниста Эльзера кино уже рассказывало: 25 лет назад фильм «Георг Эльзер — единственный в Германии» снял Клаус Мария Брандауэр.

Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»