18+

Подписка на журнал «Сеанс»

8 ФЕВРАЛЯ, 2015 // Рецензии / Фестивали

Берлин-2015: «Флотель “Европа”»

Поколение тридцатилетних рассказывает о себе и своем детстве не только в России. О частных хрониках, последствиях Боснийской войны и VHS-эстетике в документальном фильме боснийца Владимира Томича пишет Василий Степанов.

«Флотель “Европа”». Реж. Владимир Томич, 2015«Флотель “Европа”». Реж. Владимир Томич, 2015

C началом Боснийской войны в северную Европу хлынули беженцы из новообразованной республики Босния и Герцеговина. «Хлынули» подходящее слово: вода — первое, что приходит в голову в случае с фильмом «Флотель „Европа“» и, вообще, с этой историей. Несколько тысяч бывших граждан Югославии, искавших спасения в Дании и Швеции, поселили в гигантском плавучем общежитии «Европа». Гигантский дебаркадер с красным крестом на борту был поставлен на якорь прямо в одном из каналов Копенгагена. Из кают одной «Европы» была видна жизнь другой — мирной, ни о чем не подозревающей, не ждавшей гостей с юга. Одного из жителей плавучего дома звали Владимир, в 1992-м ему было 12 лет. Через двадцать лет он сделает фильм о своем временном доме и тех, кто оказался вместе с ним.

Флотель «Европа» — лакомый кусок для документалиста. Эдакая концентрированная, плавучая метафора — каждой твари по паре. Ноев ковчег, населенный босняками и сербами, православными и мусульманами, идейными и безыдейными, детьми, женщинами, мужчинами, теми, кто потерял твердую почву под ногами и дрейфовал в неизвестном направлении в надежде однажды сойти наконец на сушу. Вся история флотеля «Европы» — это история отдельных его пассажиров, отчаянно гребущих к берегу и не добравшихся до него. Их элементарной жизни: песен под гитару, фаршированного перца, детской беготни по тесным коридорам, коллективного глядения в телевизор. О, это великая панорама: камера медленно плывет по онемевшим мужским и женским лицам, глаза устремлены в одну точку. Это страшные новости — телевизор в холле трижды выбросят за борт. Добрые датчане трижды заменят пропавший аппарат новым, считая, что приемник попросту украли. Возьмись за «Европу» кто-то со стороны: от суммы поэтичных обобщений и слезоточивых моментов могло бы стать тошно, но здесь автор — еще и герой второго плана, деталь общей картины, мальчишка-комментатор, затерявшийся где-то в углу кадра и пораженный самим собой прежним. Автор растерян, потому что сказать нужно о многом: о маме, которая оказалась очень сильной, о тех, кого он встретил на том корабле, о чайках, которых увидел с его борта. Раньше он ездил к другому морю — не такому северному.

«Флотель “Европа”». Реж. Владимир Томич, 2015«Флотель “Европа”». Реж. Владимир Томич, 2015

Эту растерянную вовлеченность автора предельно точно передает экран. Фильм собран из записей, сделанных видеолюбителями «Европы» на нестабильные VHS и Hi8. Картинка плывет и качается, как и сам флотель, сыпет узнаваемыми дефектами; временами закадровый рассказ продолжается при синем экране, а иногда его полностью заволакивает «белый шум». Убыстренную перемотку, которая знакома каждому, кто вставлял видеокассету в домашний магнитофон, автор превращает в один из монтажных приемов. Медиум (в данном случае любительское видео, эстетику которого кинематограф уже довольно давно присвоил руками Хармони Корина и его «Трахателей мусорных бачков») дает воспоминаниям Владимира плоть. Такой останется середина 90-х в памяти многих его ровесников: неуловимой, дрожащей, словно отражение на воде, мимолетной и незабываемой, как первая любовь, по волшебству растворяющейся помехами в воздухе и застывающей навечно тревожным подергивающимся стоп-кадром.

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
Malick
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»