Евроремонт


Студия облагораживается, вот, наконец, решили осуществить ремонтные работы в помещениях монтажных. Очень хорошо. А то, чем жили ленфильмовские монтажки — собственно, кинопленку, — выкинули на помойку, которую разнорабочие почему-то устроили прямо у входа в редакцию «Сеанса».

Коробки с пленкой были срочно эвакуированы в помещения журнала. По оценкам специалистов, в них находятся уникальные материалы.

Олег Ковалов, режиссер:

Это обычная практика Ленфильма. Последние годы, кажется, что студия целенаправленно занимается уничтожением искусства. На помойку, например, вынесли все исходные материалы моего фильма «Сады скорпиона»: и магнитную фонограмму и негативы. Фильма нет. Есть позитивные копии. Но печатать новые не с чего. Лично я спас материалы последнего фильма Арановича «Agnus Dei», было преступление, конечно, его выкидывать. Я спас огромное количество нацистской хроники, материалов Эйзенштейна, пленки Пелешяна. Но выбрасывать ведь начинают совершенно неожиданно. Тут не угадаешь. В монтажных, из которых вынесли коробки, хранятся материалы, которые использовал в своих работах Алимпиев. Там хранится архив моего покойного друга Огородникова, в частности, куски не вошедшие в фильм «Взломщик». Это хранится память. И в цивилизованных странах такими вещами очень дорожат. А у дикарей нет прошлого. Для дикаря культура начинается с него драгоценного. Как можно говорить о каком-то возрождении российского кино, если точкой отсчета ставить сегодняшний день. Сознательно или бессознательно это делается, не имеет большого значения. Комментировать тут нечего.

Наум Клейман, директор Музея Кино:

К сожалению, я не удивлен. История типичная. Пришедшие к власти временщики ради оперативно-хозяйственных нужд выбрасывают культурные ценности. То, что происходит сейчас, можно сравнить с тем, что происходило в Гражданскую войну. Даже если выброшены прокатные копии — это уже акт вандализма, а если черновики и материалы фильмов, то это все равно, что выбросить на улицу, скажем, черновики Блока. Если бы такое произошло в любом другом искусстве — был бы чудовищный скандал. Но к кино почему-то относятся с меньшим пиететом.

При этом недавно все 35-миллиметровые кинокопии обрели статус подлинника. Это связано с развитием цифрового проката. Так что любые пленки — часть культурного наследия, и я считаю, за такие вещи нужно отдавать под суд. Было время, когда Музей кино работал как пожарная команда: собирали выброшенные фильмы, среди них было очень много документальных лент, которые у нас потом в Красногорске забирали дрожащими руками.

Петр Багров, киновед:

Вовсе не обязательно, что материал, который находится в этих коробках — уникальный. Но Наум Клейман совершенно прав, когда говорит, что решать, уникальный материал или нет, должен уж точно не начальник монтажного цеха. С одной стороны, понятно, что в монтажных лежит много «ненужного» материала — дрожать над каждой срезкой, наверное, нелепо. С другой стороны, любые срезки из «Броненосца Потемкина», пускай и трижды забракованные Эйзенштейном, сейчас были бы архивной сенсацией… К сожалению, в практике «Ленфильма» — это сильно не первый случай. В 1946 году заведующая монтажным цехом Рашель Мильман организовала фильмотеку актерских проб, которую пополняла в течение 30 лет. А через несколько лет после ее смерти эта бесценная фильмотека была точно таким же образом выброшена на помойку. Там, например, были цветные пробы к «Пиковой даме» братьев Васильевых, пробы Урбанского, о которых до сих пор ходят легенды на студии и т.д. Один очень известный киновед, вероятно, предчувствуя участь фильмотеки, незадолго до смерти Мильман выкрал пробы к «Гамлету» Козинцева, и только благодаря этому, на первый взгляд, неблаговидному поступку они сохранились. На «Ленфильме» долгие годы хранилась копия легендарного фильма Александра Иванова и Евгения Шифферса «Первороссияне» по сценарию Ольги Берггольц. Копию выбросили, поскольку оригинал был сдан на хранение в Госфильмофонд. А то, что это была авторская версия картины, проверить никто не удосужился. И все — фильма нет.

Совсем недавно выяснилось, что исчезли практически все костюмы и весь реквизит из «Золушки» Кошеверовой и Шапиро, всегда составлявшие гордость музейной коллекции «Ленфильма».

Если нынешний «Ленфильм» заявляет себя наследником того, старого «Ленфильма», апеллируя к его былой славе, то не мешало бы по меньшей мере сохранить то немногое, что еще не успели разворовать (это хотя бы объяснимо) или выбросить на помойку.

К сведению любителей выбрасывать уникальные материалы: на «Ленфильме» отдельно хранится весь архив Александра Сокурова.

Алексей Герман, кинорежиссер:

Тут два варианта. Либо студийное начальство знало об этом акте вандализма (а это именно что акт вандализма). Ну что же, тогда — война. Хотя для меня самого это было бы большим ударом. Либо же, второй вариант, все это было сделано без их ведома. Я сконяюсь ко второму. И думаю, что человек, который выбросил уникальные пленки на помойку, неправильно выбрал место работы. Его место — на рынке, а не на «Ленфильме». Руководство же виновно в том, что отдало распоряжение об освобождении помещений, а проверить, как их освобождают — не удосужилось. Это, конечно, тоже нехорошо, но злого умысла со стороны студийного начальства тут нет. Я сам сталкивался с вандализмом прежних директоров «Ленфильма». На моих глазах в 1974 году уникальный реквизит моего фильма «20 дней без войны» был сожжен на студийном дворе, на моих глазах сдали в металлолом танк Т-34 1941 года выпуска, по которому плакали все музеи страны. Но я надеюсь, что данный инцидент можно рассматривать как случай преступного невежества со стороны исполнителя, и печальной халатности — со стороны заказчика.

Директор студии Андрей Зерцалов в телефонном интервью поблагодарил «Сеанс» за своевременную реакцию, обещал во всем разобраться и примерно наказать виновных.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: