18+
// Эссе

Кит или слон?

И снова о «Плане побега», где Шварценеггер и Сталлоне играют напарников. Когда-то такое невозможно было представить. А очень хотелось. Евгений Ткачев — о старинном споре, кто сильнее: Шварц или Слай.

«План побега». Реж. Микаэль Хофстрём, 2013

2012

Фестиваль Comic Con, презентация вторых «Неудержимых».

Сталлоне о Шварценеггере: «Я люблю Арнольда в «Джуниоре», а он меня в «Стой! Или моя мама будет стрелять»! (Смеётся) Ну а если серьёзно, то считаю, что лучший его фильм — это «Терминатор-2».

Шварценеггер о Сталлоне: «Я люблю все части «Рокки» и «Рэмбо», обожаю «Неудержимых», Слай — выдающий артист».

Старики убедительно изображают давних приятелей, невинно подтрунивают друг над другом (Арнольд: «За всю свою карьеру я убил на экране больше людей, чем Сталлоне: 289 против 288!»), обнимаются — кажется, в их отношениях царит полнейшая идиллия. Но так было не всегда.

1986

Интервью Шварценеггера журналу Playboy: «Сталлоне мне не друг. Он не приемлет меня. Изо всех доступных человеку сил я стараюсь проявлять дружелюбие к этому парню, но он не желает ответить тем же».

Когда Слая спросят, почему Арни выступает против него, тот ответит: «Тут есть, над чем поразмыслить. Что бы ни возникало в отношениях между людьми, оно не должно выноситься на всеобщее обозрение. С такими вещами следует разбираться наедине».

Спустя время Шварценеггер в интервью телепередачи «Доброе утро, Америка», принесёт Сталлоне извинение, заявив, что Playboy исказил его слова. Но осадочек останется…

1969 — 1986

Шварценеггер и Сталлоне стартовали на актёрском поприще практически одновременно: на исходе шестидесятых. Оба много снимались в боевиках, оба почти не играли отрицательных героев (редкие исключения — «Терминатор», благодаря которому Шварценеггер попал в список 100 лучших героев и злодеев по версии AFI, и «Смертельные гонки 2000 года», в котором Сталлоне исполнил роль агрессивного гонщика «Пулеметчика» Джо Витербо), фантастика давалась Арни лучше, чем Слаю.

Сталлоне изначально хотел стать артистом, а Шварц пришёл в кино из бодибилдинга. Арни всегда считал себя настоящим спортсменом, мускулистым мужчиной с хорошим сложением, а Сильвестр Сталлоне, по его мнению, был просто актёром, который лишь играл атлета, актёру он и бросал вызов.

Как замечает мать Сталлоне Жаклин: «Сильвестр много работал над тем, чтобы улучшить своё тело. Он родился со множеством физических дефектов. Например, с парализованным лицом. Ему было тяжело говорить». Манера речи Сталлоне навсегда останется поводом для иронии.

Пока Шварценеггер снимался у авторов «нового Голливуда» — Роберта Олтмана и Боба Рэфелсона (и даже получил «Золотой глобус» за лучший дебют), Сталлоне написал сценарий к ставшему «оскароносным» фильму с собой в главной роли, где доказал, что поражение вполне может стать победой.

В 1982 году судьба велела обоим взяться за клинки. Одному — за двуручный меч . Другому — за армейский нож. С этого момента они убивали на экране десятками.

В середине 80-х между Арни и Слаем в прокате шла настоящая война. «Ты мне нравишься. Я убью тебя последним», — говорил Шварценеггер. «Ты — болезнь, а я лекарство», — как бы отвечал ему Сталлоне. Пика их заочное противостояние достигло в середине 80-х, когда у одного вышло «Коммандо», а у другого, почти следом, «Кобра».

1988 — 1991

Боевики, впрочем, были не единственным кинематографическим жанром, в котором соперничали Слай и Арни. На рубеже 80-90-х они расширили пространство борьбы, начав comedy-battle: на «Близнецов» и «Детсадовского полицейского» Слай ответил «Оскаром» и «Стой! Или моя мама будет стрелять!».

Параллели между этими фильмами очевидны: «Близнецы» и «Оскар» — истории о непростых семейных отношениях, а «Детсадовский полицейский» и «Стой! Или моя мама будет стрелять!» начинаются как традиционные боевики, в которых всё переворачивается с ног на голову. Арни и Слай играют офицеров полиции, жизнь которых превратилась в ад: одного под прикрытием отправили работать в детсад, а к другому приехала мама, которая намерена устроить личную жизнь сына.

В «Близнецах» Арни пренебрежительно меряется бицухой со Сталлоне, изображённом на постере «Рэмбо-3», чтобы в итоге подчеркнуть своё превосходство.

В 90-е эти «приветы» начали носить хронический характер. Джейми Ли Кёртис в «Правдивой лжи» шептала: «Я замужем за Рэмбо!», а сам Арнольд в «Последнем киногерое», увидев в видеосалоне постер, на котором Слай красуется в образе «Терминатора» утверждал: «Он великолепен. Это его лучшая роль» (Создатели фильма, правда, не отвечали на вопрос, кто в этой вселенной сыграл Кобру). Тем временем в «Разрушителе» замороженный герой Сталлоне просыпался в мире, где Шварц стал-таки президентом. Похожий трюк потом провернет Мэтт Гроунинг в полнометражке «Симпсонов», хотя позвать Шварца на озвучку побоятся, а может, у губернатора Калифорнии просто времени не нашлось.

В 80-е все было не так безобидно. Тогда ситуация обострялась еще и тем, что у обоих были виды на Бриджит Нильсен. После того, как Дино де Лаурентис увидел ее на обложке журнала и пригласил в «Рыжую Соню», она познакомилась со Слаем, который сыграл с ней в «Кобре» и «Рокки-4».

Оба атлета питали к ней чувства, но Шварценеггер сделал выбор в пользу Марии Шрайвер из клана Кеннеди. Нильсен стала женой Сталлоне. Однако этот брак не был счастливым. Пара со скандалом развелась в 1987 году. Слай сдавал позиции: «Терминатор-2» стал хитом, переплюнув «Рокки-5».

Разъярённый Сталлоне не мог простить Арнольду свои неудачи и по одной из версий помог журналистке Венди Лей в сборе компрометирующей информации для неавторизованной биографии Шварца, пользуясь тем, что Бриджит была с ним близко знакома.

Казалось, дальше уже некуда. Однако вдруг противостояние «железного Арни» и «Итальянского жеребца» утихло, когда Шварценеггер и Сталлоне неожиданно объединили усилия для создания сети ресторанов «Планета Голливуд».

2013

У местных мальчишек, выросших в 90-е и игравших во дворе в «Терминатора» и «Кобру», не было большей мечты, чем увидеть этих титанов вместе на одном экране. Такая перспектива манила гипотетической возможностью завершить давний спор о том, кто сильнее: Арни или Слай. Но в «Плане побега» противостоянием не пахнет: фильм ненавязчивым, но очевидным образом рифмуется с «Танго и Кэшем», в котором герой Сталлоне тоже бежал из тюрьмы с не менее брутальным героем 80-х — Куртом Расселом.

Битву титанов мы в ближайшее время вряд ли увидим: в расписании и того, и другого (особенно у Шварца) достаточно сольных проектов, в успех которых, впрочем, не особо верят финансовые аналитики. И что касается ответа на важнейший вопрос современности, то пока стоит положится на мудрость Сталлоне, рассудившего на том же «Комик-Коне», что сильнее «тот, у кого лучше адвокаты».

Охотник
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»