18+

Подписка на журнал «Сеанс»

13 НОЯБРЯ, 2014 // Эссе

Максим Семенов о Музее кино

Мечты о русской синематеке. Кинокритик и сценарист Максим Семенов о Музее кино.

Максим СеменовМаксим Семенов

Вокруг кино полно деятельных, даже немного суетливых людей, деловито говорящих об успехе и, словно алхимики, вычерчивающих безупречные сюжетные схемы, которые так хорошо смотрятся на бумаге и так плохо — на экране кинотеатра. Часто говорят о Тарантино и Родригесе. Реже — о Гае Ричи. Историю можно продать за миллион. Люмьеры не считали, что занимаются искусством. Они получали прибыль.

Еще считается, что кино должно чему-то служить. Пропагандировать семейные и национальные ценности, быть рупором, обращаться к массам. Внедрять в сознание определенные идеи, зомбировать, прочищать мозги. Триумф воли. Рождение нации. Из всех искусств для нас важнейшим является кино.

И все-таки кино — это искусство. Когда кино — это действительно кино, оно говорит об общечеловеческих ценностях, учит достоинству, через образы приводя к очищению от страстей. Чтобы не забыть об этом, мне нужна синематека, нужен Музей кино. Мне нужно место, где бы показывали всякое кино: старое и молодое, признанное и малоизвестное. Место, где я бы вспомнил о том, что кино — это не несколько имен, которые сделали кассу в этом или прошлом году, а нечто большее, нечто действительно важное. Сталкивая нас с прошлым, синематека формирует зрителя в настоящем.

Музей кино на Красной Пресне, 2004Музей кино на Красной Пресне, 2004

Ангел истории не просто плачет над обломками прошлого, он собирает те осколки, что можно собрать после крушения эпохи, и несет их с собой дальше, чтобы преобразив их, создать из них нечто новое. И синематека должна быть не просто хранилищем одного или двух признанных шедевров, она должна стремиться сохранить все кино, которое только возможно сохранить. Следуя традиции, она должна противостоять традиции, сберегающей отдельные памятники, но лишающей нас контекста. Только в сравнении с другими фигурами эпохи, в сравнении с тихими голосами второго и третьего ряда, истинная величина гениев становится нам очевидной.

Описанная мной функция кажется чем-то иррациональным и едва ли подходящим для музея, но именно в этом состоит главная цель музеев — не служить назиданием, но дать прошлому возможность свидетельствовать о себе. И если не будет музея кино, то не будет и кино как искусства (ведь через искусство многие часто находят свой голос), оно испарится, превращаясь в модное развлечение сезона или ожившую ленту зоотропа.

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
Malick
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»