Эссе

С приветом науке будущего от искусства будущего.


Кино-правда №19

«Это было еще в школьный период, во время каникул. Недалеко от озера Ильмень. Там был лесопильный завод. <…> Я пытался описать слышимый завод так, как слышит его слепой. В начале я записывал словами, а потом сделал попытку записать все шумы буквами. Недостатком этой системы было то, что во-первых, существующая азбука была недостаточна для записи тех звуков, которые слышишь на лесопильном заводе. Во-вторых, кроме звучания гласных и согласных букв, были еще слышимы разные мелодии, мотивы»1 , — так Дзига Вертов вспоминал начало своего пути в кинематографе. Им двигало желание изобрести несуществующую азбуку для записи мелодий и мотивов. То, что позднее он воплотит в своей знаменитой концепции «кино-глаза», понятии, совместившем человеческое зрение и оптику кинокамеры, творческий подход к реальности и ее механическую фиксацию.

Творцы новой эпохи зачастую становились художниками ренессансного типа, соединяя в себе страсть и к наукам, и к искусству. Заболоцкий состоял в переписке с Циолковским, Хлебников был математиком и орнитологом, Вертов окончил Петроградский психоневрологический институт. Маяковский восхищался Эйнштейном. «Он меня расспрашивал об Эйнштейне и я его никогда не видел таким восторженным. Он действительно верил, что будет воскресение мертвых — это федоровская [идея]. Володя так восхищался Эйнштейном, что уговаривал меня, чтобы мы послали ему через РОСТА телеграмму с „приветом науке будущего от искусства будущего“. Я не помню, была она послана или нет»2 . Соответственно и политический проект воспринимался художниками как часть более обширного проекта жизнестроительства. «Интернационал такая же футуристическая форма, как любая другая творчески созданная новая форма. <…> Я спрашиваю, какая разница между Третьим Интернационалом и рельефом Татлина или „Трубой марсиан“ Хлебникова? Для меня никакой. И первое, и второе, и третье — новые формы, которыми радуется, играет и которые применяет человечество»3 , — писал критик Н. Пунин.

Еще в 1920 году Ленин писал о радио как о «газете без бумаги и расстояний». А в 1927 году Хлебников напишет статью «Радио будущего», где опишет фантастическую сеть радиостанций. Радио, напоминающее сегодняшнюю всемирную виртуальную сеть, должно связать всю страну на расстоянии. Радио станет не просто носителем информации, а сможет передавать запахи, вкусы, повышать производительность труда и обучать неграмотных.

Кино-правда №19

Вертовское «Радио-ухо», о котором он мечтает с первых дней своего творчества, становится таким же утопическим и прекрасным проектом новой жизни. В статье «Кино-правда и Радио-правда (в порядке предложения)» режиссер формулирует схожие задачи: «ВСЕ ТРУДЯЩИЕСЯ должны видеть друг друга, чтобы установить друг с другом тесную нерушимую связь»4 .

«Ты идешь по улице Чикаго сегодня в 1923 году, но я заставляю тебя поклониться тов. Володарскому, который в 1918 году идет по улице Петрограда, и он отвечает тебе на поклон»5 , — напишет Вертов в манифесте «Киноки. Переворот» (1923). Первые попытки реализовать свои смелые замыслы, Вертов делает еще раньше, в журнале «Кино-неделя» (1918–1919 гг).

Не «Патэ».
Не «Гомон».
Не то, не о том.
Ньютоном яблоко видеть.
Миру —
глаза.
Чтоб обычного пса
Павловским
оком
видеть.
Кино ли кино?
Взрываем кино,
чтобы КИНО увидеть6

Так постулировал Вертов свое кредо в стихах. Действительно, для многих зрителей были привычны хроники «Патэ» и «Гомон» с их долгими планами, сценами смотров, парадов и гуляний народов разных стран. В вертовской «Кино-неделе» (которой он взялся руководить вслед за Михаилом Кольцовым) поначалу тоже преобладали съемки парадов и похорон. Но… хаотический мир «Патэ» сменяется гармонической, единой жизнью «Кино- недели». Хотя бы на уровне географическом. То, что в журнале «Патэ» было путешествием по разным странам и даже материкам (в одном выпуске могли совмещаться сюжеты из России, Америки, Англии), в киножурнале Вертова становится единой вселенной. География скромнее и одновременно шире: Москва и Петроград, Орша и Смоленск, Гжатск, Борисоглебск, Пенза… Выбираясь в Берлин операторы и то снимают советское посольство («Кино-неделя» № 25). Как будто ясно сознавая, что самое важное происходит сейчас в России, они не считают нужным отвлекаться на другие темы. И действительно, все здесь работает на создание новой советской реальности.

Молодая страна грузит продовольствие на Волге, хоронит павших, приветствует живых, молодая страна торопится в школу. Вот же он «Кино-глаз»! Вот же — пробег в сторону советской действительности за четыре года до «Кино-правды» № 18.

Не удивительно, что Вертов говорил о Маяковском: «Маяковский по-особому видел мир. Мы говорили, что он видит мир по кино-глазовски. Видит так, как обычно не видит глаз. Он видел, как с запада падает красный снег сочными хлопьями человеческого мяса. Видел грустные глаза лошадиные („Лошадь не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше. Деточка. Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь“.) Видел „израненный вечер“ и маму „белую, белую, как на гробе глазет“. И скрипку, которая издергалась, упрашивая и вдруг разревелась так по-детски. И гниющий вагон, „где на 40 человек четыре ноги“. Видел идущего в горы времени, которого не видит никто»7 .

 

Примечания:

1 Вертов Д. Как родился и развивался кино-глаз. // Вертов Д. Из наследия. Т.2: Статьи и выступления. М., 2004. С. 293. Назад к тексту.

2 Якобсон Р. Будетлянин науки.// Якобсон Р. Будетлянин науки. М., 2012.С.88. Назад к тексту.

3 Галушкин А.Ю. Комментарий// Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи-воспоминания- эссе (1914-1933). М., 1990. С. 492. Назад к тексту.

4 Вертов Д. Радио-глаз.//Вертов Д. Из наследия. Т.2: Статьи и выступления. М., 2004. С. 97.5 Вертов Д. Киноки. Переворот.//Вертов Д. Из наследия. Т.2: Статьи и выступления. М., 2004. С. 40. Назад к тексту.

6 Рошаль Л.М. Дзига Вертов. М., 1982. С. 72. Назад к тексту.

7 Вертов Д. О Маяковском.//Вертов Д. Из наследия. Т.2: Статьи и выступления. М., 2004. С. 296. Назад к тексту.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: