18+

Подписка на журнал «Сеанс»

6 АВГУСТА, 2014 // Эссе

Горная школа

Сегодня начинается кинофестиваль в Локарно. На нем пройдет множество интересных премьер, но мы хотели бы выделить специальную программу короткометражных работ, сделанных студентами мастерской Александра Сокурова. После показа пройдет круглый стол, на котором представители различных киношкол поделятся своим мнением о том, как именно нужно сегодня преподавать кино. Мы же публикуем небольшой рассказ одного из преподавателей школы Сокурова — искусствоведа Ивана Дмитриевича Чечота.

Александр СокуровАлександр Сокуров

Общение со студентами и преподавателями школы Сокурова на Кавказе было для меня радостью. Открытость, отзывчивость, неподдельный интерес к занятиям характеризуют моих учеников — будущих актеров и режиссеров кино. От петербургских студентов они отличались всем: воспитанностью и несколько церемонной манерой поведения, национальным колоритом, трогательной провинциальностью, которую так интересно преодолевать и культивировать, облагораживать как местное своеобразие. Прежде всего они не были избалованы, не рвались угнаться за модой, у них отсутствовал столичный снобизм. История искусства была для них введением в искусство как таковое, в его большую историю, связанную со сменой и развитием культур, религий, политических систем, представлений о ценностях.

О школе Сокурова как педагогическом методе у меня смутное представление. То, что я наблюдал, было попыткой создать высококачественную театральную, актерско-режиссерскую школу традиционного образца. Педагоги работали не покладая рук. Студенты занимались с утра до ночи. Сам мастер отдавал всего себя работе с отдельными студентами и с группой в целом, не обращая внимания на время. Требования, которые предъявлялись к студентам, были высокими, строгими. О внутренних, тонких индивидуальных моментах преподавания Александра Николаевича я, к сожалению, судить не могу. У меня закрадывалось лишь одно сомнение: у студентов было слишком мало времени для себя, весь процесс отчасти напоминал дрессировку, они шли от задания к заданию без передышки. Слава богу, если кто-то из них нашел в себе внутреннюю свободу, простор для фантазии. Несомненно, что то образование, которое они получили в Нальчике, сильно изменило их и сделало из них людей, понимающих, что искусство — трудная вещь и требует полной самоотдачи.

Появление «кабардино-балкарской школы нового кино», скорее всего, останется только мечтой. Дело здесь не в недостатке усилий университета в Нальчике, не в недоработках педагогического коллектива и не в том, что таланты недостаточно ярки. Причины лежат глубже: в сфере социальной, политической, коммерческой — в общем характере культурных процессов в современной России. Изобразить, что родилась кабардино-балкарская школы нового кино, легко, поверить в это было бы вредной для творчества молодых людей иллюзией. Школы, направления, достойные этого имени, не рождаются в учебных классах. Будет хорошо, если из той группы, с которой я работал, выйдет один или два художника, и если они будут непохожи друг на друга, будет еще лучше.

Национальность — вовсе не помеха для становления искусства. Так было почти всегда и сегодня, уже в так называемом глобализированном мире, национальность является той краской, которая востребована. Хитрые европейско-американские кураторы, уставшие от всего европейского, давно охотятся за представителями далеких, странных, «неправильных» стран, собирают их на фестивали в старых культурных метрополиях. Сама по себе кавказскость может быть востребованной, особенно постольку, поскольку Кавказ — это регион противоречий и проблем. Но не хотелось бы, чтобы из нальчикских ребят слепили показательную кавказскую группу, заманили бы их обслуживать доктрину мультикультурализма, эксплуатируя кавказские тематику и колорит.

Кавказ шире и глубже. Он может стать колыбелью для большого, интересного и нового искусства как такового. Его грандиозная природа и во многом трагическая история — это кулисы, на фоне которых талантливый современный художник призван к масштабному, серьезному творчеству.

Записала Аглая Чечот

 

Читайте также:

Студенты Александра Сокурова о работе с режиссером

Артхаус
Party
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»