18+
8 НОЯБРЯ, 2014 // Эссе

Владимир Лукин о Музее кино

Вчера, 7 ноября, большая часть сотрудников Музея кино отозвала свои заявления об уходе. Мы продолжаем наш проект в поддержку музея и тех, чьим трудом он жил четверть века. Кинокритик Владимир Лукин о русской синематеке.

Владимир ЛукинВладимир Лукин

Мне повезло — я успел застать Музей Кино в его последние годы на Краснопреснеской. Когда его закрыли, я, конечно, расстроился, но трагедии из этого не делал. Во-первых, не ожидал, что это затянется так надолго. Во-вторых, есть торренты. Время шло, МК продолжал скитаться из одного кинотеатра в другой, публика редела. Коллекция фильмов на моем жестком диске росла в геометрической прогрессии, но парадоксальным образом кино я смотрел все меньше и меньше. Я до сих пор помню показ «Новой волны» в последний день работы МК — любимый фильм, который я до сих пор считаю одним из лучших не только у Годара, но и в истории кино вообще. Я не пропускал ни одного сеанса. Но как бы я не обожал этот фильм, заставить пересмотреть его на экране монитора я так и не смог.??

Недавно в одной своей статье итальянский киновед Франческо Касетти заявил, что кино должно «вернуться на свою родину» — в кинозал. Замечательно, конечно, что теперь мы можем смотреть фильмы где угодно и когда угодно — дома на HD-телевизоре, в поезде на планшете или в кафе на ноутбуке. Но при этом мы упускаем важную часть киноопыта. Нет, дело вовсе не в аутентичной 35мм кинопленке или «большом экране», как утверждают некоторые пуристы и синефилы. Касетти не ретроград — он утверждает что кино должно вернуться в кинозалы, обогащенное опытом новых медиа и технологий. Кино стало доступно везде, но кинозал, и кинозал синематеки в особенности — это единственное место, где фильм из товара может превратиться в событие и опыт (со всеми оттенками смысла этих философски нагруженных понятий). Кино — это то место, где хотя бы на мгновение можно ощутить то, что Бланшо называл «неописуемым сообществом».??

Ванна Анри ЛангуаВанна Анри Лангуа

Синематека началась в ванной — именно там Анри Лангуа хранил свои первые бобины с пленками. Российская синематека уже который год фактически ютится в ваннах, чуланах и подвалах. В результате сообщество вокруг МК практически распалось. Похоже, теперь нам придется все выстраивать с нуля. Но я не представляю, как это можно делать без Наума Ихильевича Клеймана.

Коммивояжер
Бок-о-бок
Шерлок Кино ТВ
Де Ниро для ИНОГОКИНО
Лендок
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»