18+
9 СЕНТЯБРЯ, 2015 // Эссе

У вас есть крылья?

12 сентября «Брат» возвращается в «Аврору»: «Сеанс» покажет фильм Алексея Балабанова на большом экране петербургского кинотеатра, где в 1997 году прошла премьера картины. Мы публикуем поэтичный текст Михаила Трофименкова, написанный два года назад для книги «Балабанов».

«Брат». Реж. Алексей Балабанов, 1997«Брат». Реж. Алексей Балабанов, 1997

«…я вам уши на ходу отрежу».

Атос

Руслан <…> подошел к Аслану, достал на ходу нож и отрезал ему ухо.

«Война»

 

Его разбудило вот это: «Ты снимаешь вечернее платье, стоя лицом к стене…»1

Стоя… лицом к стене?

Стоять! Лицом к стене! (Руки в гору!)

Испортил песню, дурак… «Выкиньте его на хер отсюда!»

«А я все полз, все полз сквозь взрывы, // И лишь услышав громкий крик: // „Стой, бля! Стреляю! В землю рылом!“ // Я понял, что среди своих» 2.

«На колени, руки за голову!»

Брат?

«Кто здесь есть? Брат, сестра, тесть! // Смотрите на меня — я иду поджигать <…> я иду поджигать наш дом»3.

«А где уроды?» Сиамские братья Маркс: Каин и Авель.

«Ну, здравствуй, брат»

(Здравствуй, Бим! — Здравствуй, Бом!)

Не Бом ты мне, гнида черножопая…

«Брат, ты брат мне!» — «Не стреляй, брат. Пожалуйста, не стреляй».

Братья… Братья? Братья!!! «Слышите!!! Не стреляйте!!!»4

Как «не стреляйте»?

«У человека нет предрасположенного инстинкта смерти. Он хочет выжить. Как только не мешаешь ему это делать, он каким-то образом находит способ это сделать. Выжить»; «Когда на уровне технологии я объясняю это людям осведомленным и включенным в процесс принятия решений, у моих американских коллег бледнеют лица и отвисают челюсти. Я не шучу»5.

Велик был и страшен год 1997-й… и 1996-й тоже, и 1995-й, и 1994-й, и… тоже, тоже, тоже… «Мы живем, под собою почуяв страну»6.

Улица страшного сына. Трамвай, арбуз, красный кирпич… Красный, как желтый трамвай, как арбуз и кровь.

«Я вижу цвет, но я здесь не был»7.

«Шестой арбуз сегодня съел. Не могу остановиться». — «Муж объелся груш». — «Кирдык…»

Америке? Ну, почему же только Америке?

«Антиамериканские чувства — это, в общем, признак душевного нездоровья»8.

«Мы только мечтаем, // Морлоки и орки, // Как встретим цветами // Здесь тридцатьчетверки»9.

Для шишек рано, для кислоты поздно. Может быть, морфию? «Нельзя мне в больницу, Немец».

Тогда на Смоленское? «Любишь медок, люби и холодок…»

Ты зачем вообще на Васильевский пришел? Ты же не немец.

Смоленское — немецкое. Немец Гофман расскажет сказку на вечную ночь брату, младшему, маленькому, как Вера, — им бы встретиться. Были бы как Бонни и Клайд.

«Давай с тобой научимся // хорошо стрелять! // Мне скучно. // Я не хочу // стариться и гулять <…> Мне ничего не надо. // Пусть сдохну я. // Бабушка на веранде // мне читает Гофмана»10.

«Я евреев как-то не очень…» — «А немцев?» — «Немцев нормально». — «А в чем разница?»

«Еврей в России больше, чем еврей»11.

Да, уже ни в чем разницы нет, Брат. Тут одни немцы в городе, кроме Немца. Миллионы «хозяйственных субъектов». «Дед, продай ружье». — «Мильён». «Башли будут, оттопыримся». «Ну что, гниды синие, сдаем по полтинничку».

Даже Татарин — и тот немец: «вперед много взял».

В этом городе убивают только днем.

«Кто — пустил — сюда — этого — придурка?»

Кто?

Пустил?

Сюда?

Этого?

Он сам пришел. «Это был не Татарин! Молодой. Все классно сделал». Надо же: Брата не узнали.

«Здорово, бандиты». Хлоп-хлоп. Незваный брат хуже Татарина.

Придурок… В штабе служил… Писарем, да? На стрельбище водили… строем… Ходит, как отсос… Дембель не отгулял еще… Чечена завалил…

Еще очки надел!.. когда на Чечена шел. («Когда я шел на медведя, на Адам-зада я шел»)12. Очки не темные — светлые: свидетельство разделенной любви к родине. Повезло с родиной — с женщиной не повезет.

«„Вот тут прошла моя пуля“. — „Значит, мой господин попал в голову?“ — спросила Магги <…> и кокетливо улыбнулась»13.

Когда идешь к женщине, бери с собой плетку.

«Плетка» — автомат (крим.).

«Только другая Война заменяет войну. // Смерти страна. Я другую не знаю страну»14. Хлоп-хлоп.

«А вы — по воробьям?»15

Почему бы и не по воробьям? Вредители полей. «…в поле каждый колосок». «Зерна отольются в пули»16. Хлоп-хлоп.

Данила… Данька… Мститель неуловимый… Пепел… Фашист… Какой же он Фашист: у него дедушка на войне погиб (еще не погиб, надо дождаться другого фильма), и папа — вор-рецидивист.

«У вас есть „Крылья“?» У вас есть крылья?

Где же вы ходили: крылья опять все разобрали.

Крылья еще ему! Дурачок Иванушка…

Младший брат.

«Слышь-ка, а я ведь брата зарубил. Младшего». «А у меня няня умерла». «А ты к девкам сходи. Полегчает». Оттопыришься.

«Ну, чего ты смотришь? Я людей хороших спас. <…> Ты похорони их по-человечески… Ладно?»

Ну, правда, чего ты смотришь…

А можно я музыку включу? (…музыку включу?.. музыку включу?.. музыку включу?) У меня крылья есть.

ЗТМ

 

Примечания:

1 Илья Кормильцев. Назад к тексту
2 Всеволод Емелин. Назад к тексту
3 Илья Кормильцев. Назад к тексту
4 «Броненосец Потемкин» (реж. С. Эйзенштейн). Назад к тексту
5 Егор Гайдар. Назад к тексту
6 Зоя Эзрохи. Назад к тексту
7 Илья Кормильцев. Назад к тексту
8 Егор Гайдар. Назад к тексту
9 Всеволод Емелин. Назад к тексту
10 Алина Витухновская. Назад к тексту
11 Всеволод Емелин. Назад к тексту
12 Редьярд Киплинг. Назад к тексту
13 Алексей Балабанов Назад к тексту
14 Алина Витухновская. Назад к тексту
15 «Пепел и алмаз» (реж. А. Вайда). Назад к тексту
16 Илья Кормильцев. Назад к тексту

Московская школа нового кино
Fassbinder
Охотники
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»