18+
12 НОЯБРЯ, 2014 // Эссе

Катерина Белоглазова о Музее кино

«Сеанс» собирает мнения молодых специалистов о значении Музея кино. Передаем эстафету кинокритику, студентке Московской школы нового кино? Катерине Белоглазовой.

Катерина БелоглазоваКатерина Белоглазова

Кино касается каждого. Если есть сфера, в которой сегодня люди вырабатывают общий язык, общие представления о реальности, то это — кинематограф. Кино демократично и в гораздо большей мере может не быть элитарным сейчас, чем все другие виды искусства. Кино может служить инструментом критического анализа общества, но одновременно оно говорит о наших желаниях, более того, кино соткано из желаний.

Да, в любой музей ходят не каждый день, даже если ежедневно в нем за небольшие деньги можно посмотреть интересные и редкие фильмы. Но все же, лишить общество своего Музея кино, все равно, что отнять словари и отобрать зеркала. Особенно это важно для России, пережившей за последний век три глобальных общественных переустройства и все еще не отрефлексировавшей этот исторический опыт, не увидевшей себя целиком в динамике тех процессов, которые, так или иначе, стали базой для формирования нашего общественного самосознания. Почему сейчас идет разговор о создании единого учебника истории, а места, где бы накапливалась и рефлексировалась визуальная память кинематографа у нас по сути уже 10 лет нет? Тем обиднее, что такое место было, но было отнято.

Музей кино на Красной Пресне. Фото Никиты ПавловаМузей кино на Красной Пресне. Фото Никиты Павлова

Для меня лично Музей кино — это школа. Но дело не только в самообразовании. Когда Музей был еще на Красной Пресне, туда можно было прийти на весь день, смотреть фильмы, думать. Выходя оттуда вечером я чувствовала какую-то собственную наполненность как человека, человека в мире. Музей кино нужен мне, чтобы говорить с другими на одном языке.

Со скандала вокруг закрытия Французской синематеки начались студенческие восстания 1968 года. Можно на секунду стать мечтателем, и представить, что нынешние события вокруг московского Музея кино — предвестники других, более громких и ненапрасных. Но в нашей реальности сегодня отсутствие этого места встречи с визуальным опытом, отсутствие такой институции в свободном, некоммерческом и нацеленном на интеллектуальную работу виде — еще один симптом тяжелого сна общества, который рано или поздно породит своих чудовищ. И тогда мало не покажется никому.

Кэмп
Erarta
Рыцарь кубков
Бок-о-бок
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»