18+
11 ФЕВРАЛЯ, 2016 // Хроника

Берлин-2016: не только Коэны

Сегодня открывается Берлинский кинофестиваль. По традиции мы выбрали самое главное из программы первого большого фестиваля этого года.

«Да здравствует Цезарь» / Hail Caesar! (Джоэл и Итан Коэны, фильм открытия, международный конкурс)

В Америке новый фильм Коэнов уже назван самым успешным проектом братьев с момента выхода «Невыносимой жестокости». История знаменитого голливудского «фиксера» (то есть студийного специалиста по решению разного рода проблем) Эдди Мэнникса перенесена из 1930-х в 1950-е и решена в жанре беззаботной screwball comedy. Ажиотаж подогрет интервью братьев о расовых предрассудках киноакадемии. Совсем скоро — буквально через месяц — фильм выйдет и в России.

 

«Чи-рак» / Chi-Raq (Спайк Ли, международный конкурс)

Своеобразная экранизация комедии Аристофана «Лисистрата», по сюжету которой греческие женщины останавливают войну между Спартой и Афинами, просто закрывшись в Акрополе и оставив мужчин без денег и секса. Спайк Ли, в ноябре инициировавший своей речью оскаровский расовый скандал, переносит действие в современный Чикаго, где статистика насильственных смертей с применением огнестрельного оружия примерно такая же как во время боевых действий в Ираке (его героини начинают свой протест после гибели ребенка от случайной пули). «Чи-рак» — суматошная, эклектичная, дребезжащая на каждом повороте, но страшно увлекательная рэп-сатира. Некоторые критики в Америке вообще считают, что это лучший фильм мистера Ли. Да будет так!

 

201613645_7

«Колыбельная горестной тайне» / Hele Sa Hiwagang Hapis (Лав Диас, международный конкурс)

Очередное черно-белое погружение в национальную историю от главного филиппинского режиссера: на этот раз в центре повествования отец освободительной революции, противостоящий испанской колониальной власти. Как всегда у Лава Диаса, множество линий неспешно сплетается в единую картину, и мифология соседствует с историческим материализмом. 8 часов с кофе-брейком, но терпеливые будут вознаграждены.

 

201608480_1

Zero Days (Алекс Гибни, международный конкурс)

В своем новом фильме Алекс Гибни, получивший в нулевых «Оскар» за документальную картину про пытки в американских тюрьмах, расследует историю появления компьютерного вируса STUXnet. По легенде вредоносное ПО было написано по заказу правительства США для атаки на атомную программу Ирана, но утекло в сеть, где привольно размножается до сих пор, парализуя работу важнейших инфраструктурных объектов. Своего рода документальная версия Blackhat Майкла Манна.

 

«Морской пожар» / Fuocoammare (Джанфранко Рози, международный конкурс)

Берлинале имеет репутацию самого социального из больших фестивалей, и без «Морского пожара» в конкурсе ему было бы не обойтись. Документальная лента Джанфранко Рози рассказывает о крошечном острове Лампедуза, вулканическом куске суше между Сицилией и Тунисом, на котором живет двенадцатилетний главный герой Самуэль. В XXI века Лампедуза стала перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов из Африки. Здесь расположены гигантские лагеря беженцев, а воды близ острова постоянно патрулируются большими соединениями военно-морских сил и авиации. Но мир Самуэля и мир беженцев редко пересекаются.

Из прошлых свершений документалиста Рози стоит упомянуть «Священную кольцевую», за которую режиссер удостоился главного приза Венеции в 2013-м (тогда было много говорили о том, что жюри под руководством Бертоллуччи приняло необоснованное, лоббистское решение). «Морской пожар» наследует методу «Кольцевой»: это лишенное комментария наблюдение за повседневной жизнью самых разных людей, из которого прихотливо складывается мозаика жизни.

 

7X2A3167.cr2

«Гений» / Genius (Майкл Грэндидж, международный конкурс)

Нью-Йорк, ревущие двадцатые. В руки Максвелла Перкинса (литературный редактор Хемингуэя и Фицджеральда) попадает 1000-страничная рукопись, в которой зоркий редакторский глаз сразу узнает почерк гения — его зовут Томас Вулф. Алмаз прекрасен, но чтобы превратить его в бриллиант, придется попотеть.

«Гений» — экранизация хорошей книги, сделанная британским театральным постановщиком Майклом Грэндиджем (дебют в кино); история о том, как двое мужчин, сидя плечом к плечу вырезают из текста девяносто тысяч лишних слов, причем один из них ужасно упирается. С учетом того, что главные роли исполняют Колин Ферт и Джуд Лоу, картине гарантирован успех как минимум среди поклонников британской актерской школы. Мы, в свою очередь, очень взволнованы тем, что это первый известный нам большой фильм с кинозвездами, посвященный редактуре.

 

«Будущее» / L’avenir (Миа Хансен-Лёве, международный конкурс)

Супруга Оливье Ассаяса Миа Хансен-Лёве, раньше специализировавшаяся исключительно на проблемах молодежи, как-то резко решила повзрослеть и сняла фильм о сорокалетней даме с двумя детьми, которую внезапно ради другой женщины бросает муж. Нужно начинать жизнь заново, смотреть в будущее. Но как это сделать и с чего начать? На экране эти вопросы задает себе Изабель Юппер, что позволяет надеяться на увлекательный диалог.

 

201607356_1

«Борис без Беатрис» / Boris sans Béatrice (Дени Коте, международный конкурс)

Дени Коте после «Вик и Фло увидели медведя» решил еще раз снять психологический триллер — на этот раз более клаустрофобичный, но не менее издевательский. Самодовольный господин Борис Малиновский получает звонки от незнакомца с предложением о встрече в лесу, после того как его жена, член правительства Канады, впадает в глубокую депрессию. Ну а дальше как обычно — подозрения, отчуждение, совы не то, чем кажутся. Должно быть как минимум смешно.

 

Midnight Special (Джефф Николс, международный конкурс)

Автор «Мада» и «Укрытия» опять работает с Майклом Шенноном и высказывается на тему детства. На сей раз супергеройского. В центре сюжета мальчик с глазами, которые светятся нехорошим огоньком, и его папа. За мальчишкой, которого одни считают проклятием, а другие — спасением, охотятся религиозные фанатики и федеральное правительство, отец встает стеной между ребенком и любопытствующими. Midnight Special — довольно изысканное переплетение исконно американских, но глобально понятных жанров: роуд-муви и супергеройской истории. Умное, но при этом массовое кино, которое обязательно будет и в нашем прокате.

 

201613856_2

Смерть в Сараеве / Smrt u Sarajevu (Данис Танович, международный конкурс)

Несколько лобовая метафора от известного балканского режиссера: в отеле «Европа» через сто лет после памятного выстрела Гаврилы Принципа собираются несколько дипломатических делегаций. Делегаты учат речи, репортеры готовят репортажи, а работники отеля планируют забастовку, потому что им уже давно задерживают зарплату. Как ты поживаешь, старушка Европа?

 

201609209_1

«Коммуна» / Kollektivet (Томас Винтерберг, международный конкурс)

Дания, 1970-е, сексуальная революция, хиппи и установка на коллективное счастье. Профессор архитектуры въезжает в старый родительский дом, и его жена, желая освежить отношения, предлагает позвать друзей и пожить всем вместе. Честно говоря, даже страшно, что мог выкинуть автор «Торжества» в автобиографическом фильме про коммуну, но материал для Винтерберга явно благодатный.

 

201607988_2

«Эликсир» (Даниил Зинченко, «Форум»)

«Эликсир» — редкий русский гость нынешнего Берлинале. Это фильм производства «Сине Фантома» со всеми вытекающими отсюда плюсами: действие начинается и разворачивается там, где встречаются горизонт и космос, Платонов и Циолковский, партизанщина и космонавтика. В центре сюжета поиски некоего эликсира, который должен даровать мертвым воскрешение, но так ли это важно в стране, где вода превращается в нефть (а нефть — в воду)? В общем, гости фестиваля, пожелавшие испытать на себе радиационное воздействие русской души, получат сполна.

 

«Сын Иосифа» / Le fils de Joseph (Эжен Грин, «Форум»)

15-летний Венсан не желает мучить крыс с одноклассниками и продавать сперму в интернете. Он живет с матерью и жаждет найти своего отца. А находит издателя со скверным характером. Новый фильм Эжена Грина — вихрастого нью-йоркца, вечно стремящегося перещеголять всех французов в их французскости, — синефильская отдушина Берлинале. Фронтальные кадры, брессоновская манера актерской игры, детективная история, библейские мотивы, барочная музыка и современные реалии отлично уживаются в руках умелого стилиста. Причем, зная Эжена Грина, можно предположить, что будет это одновременно смешно и предельно сентиментально.

 

201606951_1

«Рудольф Томе: Всюду цветы» / Rudolf Thome — Überall Blumen (Серпиль Турхан, «Форум»)

Документальный потрет забытого немецкого классика, режиссера «новой немецкой волны», которого очень любил Фассбиндер, несмотря на то, что тот всегда насмехался над политикой. В 1970-е Томе был на слуху, но даже в Германии не все знают, что он снимает до сих пор, а на его счету, между прочим, 28 фильмов. В кадре режиссер ворчит, занимается садом, ведет свой блог и снимает закаты.

Мы делали небольшую ретроспективу Томе на «Послании к Человеку», и брали у него интервью.

 

201614547_3

«Обреченная любовь: История немецкого жанрового кино» / Verfluchte Liebe deutscher Film (Йоханнес Ф. Сиверт, Доминик Граф, «Форум»)

Доминика Графа принято перечислять в одном ряду с режиссерами «берлинской школы», с которыми он работает параллельно, но не вместе. Его интерес совсем другой — он занимается жанровым кино, которое не вписано в мейнстрим. Вам кажется, что во времена «немецкой новой волны» жанрового кино в Германии не снимали? Доминик Граф считает иначе, и неудивительно, что именно его фамилия стоит под документальным фильмом на эту тему. Для него, как и для Клауса Лемке и Роланда Клике, появляющихся в кадре, жанр — один из способов исторической рефлексии, всегда отличавшей немецкое кино.

 

«Таанг» / Ta’ang (Ван Бин, «Форум»)

Радикал Ван Бин, прославившийся бескомпромиссно длинными и критическими работами, рассматривающими социально-экономические последствия модернизации Китая, — безусловно, главный документалист КНР. Отказываясь от комментария, он зарывается в материал так глубоко, что простая фиксация на камеру становится средством физически ощутимого воздействия на зрителя. Относиться к такому подходу можно по-разному, но игнорировать очень сложно.

В фокусе нового его фильма не Китай с его бесчеловечной производственной базой, а бирманское этническое меньшинство, зажатое между гражданской войной в Мьянме и китайской границей, которую так хочется пересечь. Тема беженцев сейчас актуальна, но камера Ван Бина стремится показать не столько причины миграции и разобраться в политических конфликтах, сколько запечатлеть механику жизни и психологию тех, кто вынужден бросить свой кров ради неясного будущего — и все же каждый день находит в себе силы восставать из пепла.

 

201607729_1

«Между заборов» / Bein gderot (Ави Мограби, «Форум»)

Ави Мограби — израильтянин, каждым новым своим фильмом критикующий израильскую систему. «Между заборов» снят в центре заключения беженцев из Судана и Эритреи, который юридически не является тюрьмой, хотя по сути от нее ничем не отличается. Следуя принципам «Театра Угнетенных» Аугусто Боала, задуманного как эстетический путь к политическим и социальным изменениям, Ави Мограби и Чен Алон предлагают заключенным разыграть самые тяжелые сцены из их собственной жизни, что помогает им понять свои проблемы. Может ли искусство помочь взаимопониманию тех, чьи взгляды на жизнь радикально расходятся? Как всегда у Мограби, фильм скорее задает вопросы, чем дает однозначные ответы.

 

«Склад» / Yarden (Монс Монссон, «Форум»)

Игровой фильм автора полудокументального «Затерянного в Кантоне» о доке на юге Швеции, где социальные низы грузят дорогие автомобили. Грустное кино о разнузданном капитализме. Снят фильм, в общем, как и предыдущий — методом Флаэрти. Подробнее читайте в нашем интервью.

 

201614250_2

«Конец» / The End (Гийом Никлу, «Форум»)

Два года назад Никлу приезжал в Берлин со своим фильмом про мнимое похищение Мишеля Уэльбека, в своем новом фильме он эксплуатирует образ другого великого француза — человека с российским паспортом Жерара Депардье. Режиссер по большей части занят тем, что показывает зрителю Депардье в лесу (он в камуфляже, с ружьем и при собаке; он — охотник). Но несмотря на то, что это явно но не сказочный лес Мордовии, прогулка по этой чаще становится, чем дальше, тем страньше.

 

201614300_1

Homo Sapiens (Николаус Гейрхальтер, «Форум»)

Запечатлев конец индустриального мира в центральной Европе («Через года»), умный австрийский документалист Николаус Гейрхальтер решил показать конец человеческой цивилизации в целом. Без анимационного великолепия большого Голливуда, на реальном материале. Homo Sapiens составлен из парадоксальным образом жизнеутверждающих постапокалиптических картин: заброшенные дороги, офисы и больницы, оставленные людьми магазины, парки аттракционов и соборы, которые перемалывает природа. Это полтора часа чистой медитации. Никого из тех, кого бы можно было причислить к homo sapiens, в кадре нет. Что ж, промолчать порой действительно ценнее, чем сказать.

 

«Истории о двух мечтателях» / Tales of Two Who Dreamt (Николас Переда, Андреа Буссман, «Форум»)

Черно-белый фильм, действие которого разворачивается в Торонто, а герои разговаривают на венгерском. Именины сердца.

 

201614692_4

«Жуть» / Creepy (Киёси Куросава, спецпоказ)

Ушедший было в отставку ради университетской кафедры и спокойной семейной жизни инспектор Такакура вынужден вернуться на службу: он берется за дело пропавшей шесть лет назад семьи. Пока инспектор погружается в детали расследования, его жена знакомится с их новым таинственным соседом господином Нисино.

Новый фильм одного из главных в японских хоррормейкеров Киёси Куросавы снят по дебютному роману-бестселлеру Юката Маекава. Пока почти никаких подробностей о картине не известно, в самой Японии фильм должен выйти только летом. Но японский тизер успешно нагоняет жути, даже не обладая английскими субтитрами, так что можно заранее сказать, что этот фильм — одна из главных жанровых премьер Берлина.

 

201606562_5

«Тихая страсть» / A Quiet Passion (Теренс Дэвис, спецпоказ)

Рассказ о тихой жизни Эмили Дикинсон, поставленный британским классиком с чутким музыкальным слухом, встраивается в ряд новейших литературных ЖЗЛ, которые обычно представляют на международных фестивалях (из недавних подобных опытов — «Возлюбленные сестры» Доминика Графа и «Безрассудная любовь» Джессики Хауснер), а потом довольно успешно прокатывают в обычных кинотеатрах. Правда, не в России. Хотя в данном случае наличие звезды «Секса в большом городе» Синтии Никсон вселяет некоторые надежды. Может, и до нас доедет.

 

Maggie's Plan

«План Мэгги» / Maggie’s Plan (Ребекка Миллер, «Панорама»)

«План Мэгги» за океаном обсуждают уже с сентября прошлого года. Независимая комедия с аховым (хотя и предельно хипстерским) актерским составом — Грета Гервиг, Итан Хоук, Джулианна Мур — была представлена в Торонто. В центре сюжета милая девушка, у которой никогда не было серьезных отношений (то есть, были, но не длинее, чем на полгода). По отзывам критиков, Ребекка Миллер, конечно, не Ноа Баумбах, но и не Эми Шумер.

 

201612157_3

«Остаток» / Remainder (Омер Фаст, «Панорама»)

Кинодебют знаменитого израильского художника, чья видеоработа «Непрерывность», показанная на Берлинале в программе Forum Expanded, была одной из самых ярких на последней «Документе». «Остаток» — экранизация первого романа британского писателя Тома Маккарти о человеке, на которого упал кирпич, сделавший его миллионером и лишивший памяти. Подробнее сюжет пересказывать бесполезно: это брутальная сюрреалистическая фантазия, где границу между реальным и воображаемым прочертить невозможно. Так же устроены и видеоработы Фаста, которые всегда были ближе к кино, чем к совриску.

 

Раненный ангел (Эмир Байгазин, Panorama Special)

Социальные хорроры из Казахстана становятся трендом. Автор «Уроков гармонии» снял вторую часть трилогии о взрослении в «мире без моральных ориентиров». Действие происходит в богом забытой деревне в середине девяностых: зеки, беспризоники, аборты, сбор металлолома. Ожидаются красивая операторская работа и пронзительная музыка.

 

201606741_1

Война против всех / War On Everyone (Джон Майкл Макдона, «Панорама»)

Ирландский Борис Хлебников, старший брат Мартина МакДоны, пересек океан и снял фильм про двух копов из Нью-Мексико, которые делают все, что полагается делать копам в полицейском фильме: нюхают кокаин, угрожают подозреваемым и свидетелям, бухают и совершают шокирующие поездки на авто.

 

«Ночной администратор» / The Night Manager (Сюзанна Бир, Berlinale Special Series)

Теперь в Берлине, как и на многих других больших фестивалях, регулярно представляют сериалы. В данном случае выбрали остросюжетную 6-серийную работу Сюзанны Бир по роману Джона ле Карре. В ближайшем времени ее покажут по BBC. Кто же будет отказываться от Тома Хиддлстона и Хью Лори в роли очень нехорошего торговца оружием?

 

Ретроспектива Михаэля Бальхауса

В этом году фестиваль чествует великого немецкого (и все-таки американского) оператора Михаэля Бальхауса, которому в августе прошлого года исполнилось 80 лет. Читая фильмографию Бальхауса, нет-нет, а задумаешься, насколько трудно, наверно, было кураторам Берлинале не упустить какой-нибудь шедевр. В итоге в ретроспективу попали четыре фильма Мартина Скорсезе, по одному фильму Райнера Вернера Фассбиндера, Фрэнсиса Форда Копполы, Майка Николса и Роберта Редфорда. При этом пришлось отказаться от «Замужества Марии Браун» и «После работы». Из неочевидных включений — «Знаменитые братья Бейкер» с Мишель Пфайффер и умопомрачительно снятыми музыкальными номерами. Если вы вдруг решите на выходных устроить себе домашнюю ретроспективу Балльхауса, то прямо с него и начните, — это лучшее кино для вечера пятницы.

Phantom
Балабанов
Кэмп
Триер
Линч
Олли Мяки
Аустерлиц
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»