Рецензии

Двадцать дней без войны


Двадцать дней без войны. Реж. Алексей Герман, 1976

О, заветные мечты великих комиков! Почему вы так редко сбываетесь? Кажется, Фернандель всю жизнь мечтал сыграть короля Лира. Зачем не дали? Ведь тот, кто владеет тайной комического, может все.

В нашем кино последнего тридцатилетия я знаю два случая гениального назначения на роль: Деточкин — Иннокентий Смоктуновский (озарение Эльдара Рязанова в «Берегись автомобиля») и Лопатин — Юрий Никулин.

Русский солдат — русский человек предстает здесь в высшей своей ипостаси, в идеальном образе. Незлобивость, кротость, деятельный свет души (тот, что мы именуем «добротою»), органическое отвращение ко лжи и дар тихой, всепонимающей любви.

«Сердце мудрого в доме печали». Никулин-Лопатин в фильме Германа овеян любовью, печалью и мудростью. Идет война, очередная война, не первая и не последняя война, на которой должен быть усталый рядовой русский Ланцелот, нашедший лишь в пространстве фильма краткий отдых от своего Дракона. Нашедший отдых любви, трактуемой не как жар и огнь пожирающий, но как «тепло», «бестолковое овечье тепло». Трудно изъяснить все смыслы, заключенные в огромном понятии «человечность»; однако Юрий Никулин-Лопатин что-то помогает нам понять именно в этом. Если есть такой Лопатин, дело человека не проиграно — а ведь за Лопатиным встает сам Юрий Никулин, актер, но и сверхактер, чья жизнь есть чудный пример победы идеально-человеческого над реально-бесчеловечным.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: