РЕТРОСПЕКТИВА. «БАЛАБАНОВ. ПЕРЕКРЁСТКИ»

 

Балабанов любил смотреть фильмы, делал это часто и помногу. Планируя эту ретроспективу, сначала мы хотели показать его любимое кино, но обстоятельства и состав участников конференции подсказали нам другое решение: три перекрёстка, три фильма, по-разному примыкающие к его фильмографии. Один из них — «Голод» — он видел студентом и возвращался к нему, когда снимал свой дебют. Другой — «Андрея Рублёва» — любил и пересматривал всегда. Третий — «За стеклом» — возможно, никогда не видел, но совпал с его автором в глубине анализа зла.

 

 

«ГОЛОД» ХЕННИНГА КАРЛСЕНА. ФИЛЬМ, ПОВЛИЯВШИЙ НА ДЕБЮТ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА «СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ»

 

В конце XIX века в северной Христиании (будущем Осло), в котором Мунк где-то за кадром уже ищет сюжеты для своих страшных картин, умирает от голода и унижений молодой писатель.

Экранизация романа Гамсуна, написанного от первого лица — один из самых известных скандинавских фильмов в истории, копродукция трёх стран, показанная в конкурсе Каннского фестиваля и принесшая исполнителю главной роли Перу Оскарссону приз за лучшую мужскую роль. Его герой, нищий, гордый до вздорности, напрасно влюблённый, окружённый равнодушными людьми, — один из самых пронзительных маленьких людей мирового кинематографа. Братом ему приходится герой Виктора Сухорукова из режиссёрского дебюта Балабанова «Счастливые дни».

Фильм представит кинокритик Мария Кувшинова.

 

Петербург:

16 апреля 19:00
к/т «Аврора»
билеты: 250 руб.

 

Москва:

19 апреля 21:00
к/т «Пионер»
билеты: 300 руб.

 

 

Sult. Реж. Х. Карлсен; Дания—Норвегия—Швеция; 1966 г.; 111 мин. Фильм демонстрируется на датском языке с русскими субтитрами.

 

 

«ЗА СТЕКЛОМ» АГУСТИ ВИЛЬЯРОНГА. ИСПАНСКИЙ «ГРУЗ 200»

 

Укрывшийся когда-то во франкистской Испании нацистский врач продолжает свои садистские опыты в комфортабельном поместье. Он зациклен на боли и мальчиках, но однажды, не выдержав груза вины и памяти, решает покончить собой. Неудачная попытка оборачивается параличом. Палач заперт в специальном аппарате искусственного дыхания; следить за ним приставлен ангелоподобный юноша, который знает, что скрывает хозяин богатого дома.

«За стеклом» — дебютный и едва ли не самый известный фильм Агусти Вильяронги, обладателя множества кинонаград, тонкого исследователя личных и общественных патологий. Режиссёр погружает нас в кошмарный сон о постфранкистской Испании, стране изоляции, мрачного прошлого и зыбкого, подёрнутого липкой пеленой страха, настоящего. Этот фильм, темы которого в чём-то созвучны «Ночному портье» Лилианы Кавани, «Сало» Пьера Паоло Пазолини и «Грузу 200» Алексея Балабанова, выводит хореографию ужаса и власти на новый эстетический уровень: жертва и палач сплетаются в завораживающем танце смерти, страдания и искупления, способном погрузить в транс и оцепенение даже самого стойкого и подготовленного зрителя.

Фильм представит испанский киновед Хесус Паласиос.

 

Петербург:

17 апреля 19:00
к/т «Аврора»
бесплатный вход для подписчиков «Сеанса»
выиграть приглашение можно в группе Чтений

 

 

Tras el cristal. Реж. А. Вильяронга; Испания; 1987 г.; 110 мин. Фильм демонстрируется на испанском языке с русскими субтитрами.

 

 

«АНДРЕЙ РУБЛЁВ» АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО. ОДНА ИЗ САМЫХ ЛЮБИМЫХ КАРТИН АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА

 

Начало XV века. Татарские набеги и княжеские междоусобицы раздирают Русь. Из ворот Андроникова монастыря с двумя другими чернецами выходит Андрей Рублёв, которому суждено стать величайшим русским иконописцем.

Снятый Андреем Тарковским по сценарию, написанному совместно с Андреем Кончаловским, «Андрей Рублёв» стал одной из важнейших картин не только советского, но мирового кинематографа. Несмотря на название, это не западный байопик и не православное житие, а, скорее, мозаика, предлагающая вкусить средневековую Русь во всём её мощном трагическом многообразии. Протагонист здесь — не герой в западноевропейском смысле, а, скорее, очарованный странник (столь близкий Алексею Балабанову), созерцатель, который сперва всей душой стремится познать мир, а затем укрывается от него в монастыре, дав обет молчания. Взгляд Рублёва, словно взгляд камеры, диктует фильму его структуру: это цикл лиц и событий, фрески, не имеющие ни начала, ни финала, а лишь выплывающие из тьмы веков по воле автора.

Фильм представит главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.

 

Петербург:

18 апреля 19:00
к/т «Аврора»
билеты: 300 руб.

 

 

Андрей Рублёв. Реж. А. Тарковский; СССР; 1966 г.; 205 мин. Специальный показ версии фильма, восстановленной под руководством оператора Вадима Юсова.

Партнёры